Райнер Зееле, глава одного из ведущих газовых концернов Германии «Wintershall» прогнозирует разработку запасов сланцевого газа в Германии. Фото с сайта www.wintershall.com
Озабоченность Райнера Зееле связана прежде всего со складывающейся ситуацией со снабжением промышленности страны газом.
Как известно, новая энергетическая стратегия Германии предусматривает отказ от атомной энергии и быстрый переход к возобновляемым источникам. Но положение таково, что сейчас в Германии генерирующие концерны отключают газовые электростанции, делая ставку на дешевый американский уголь, огромные количества которого высвободились в результате вытеснения угля из энергобаланса США сланцевым газом. Поэтому, как подчеркивает он, энергоповорот в Германии происходит без газа, хотя он доступен по цене, имеется в достаточных объемах и, кроме того (в отличие от угля), является нейтральным в отношении выбросов СО2.
По оценкам Райнера Зееле, сейчас происходят гигантские сдвиги в структуре мировой энергетики, и драйвером этого процесса является сланцевый газ. Именно он вызывает сдвиги в ценовой структуре и становится движущей силой конкурентной борьбы. Он приводит данные исследования банка City-Bank. Промышленное производство в США всего лишь на 7% дороже, чем в Китае, но уже на 15% дешевле, чем в Германии. Понятно, что немецкие предприниматели инвестируют не в Германию, а уже в США. Кстати, эти выкладки было бы неплохо изучить и в российских министерствах, ищущих рецепты инвестиционной привлекательности нашей страны.
Сланцевый газ в Германии
Считается, что в Европе особенно крупными запасами нетрадиционного газа обладает именно Германия. Их размеры составляют, по разным оценкам, от 0,7 до 2,3 трлн. куб. м. Федеральное ведомство по геонаукам и сырью (BGR) в Ганновере полагает, что технически доступными являются порядка 1,3 трлн. куб. м.
Этого хватит, чтобы на протяжении примерно 13 лет полностью обеспечивать потребности страны в голубом топливе. Или (что более реалистично) чтобы на протяжении свыше 100 лет удерживать долю отечественного газа на немецком рынке как минимум на уровне нынешних 12%.
Wintershall участвует в проведении научных изысканий в сланцевых отложениях. Концессионные площади находятся в земле Северный Рейн - Вестфалия, на границе с Голландией. Надо сказать, что опыт добычи газа из плотных пород у специалистов компании уже имеется. Ведь сланцевый газ залегает в пазухах материнских пород и в отличие от обычного природного газа не может выйти в поверхностные слои. В этом плане добыча газа из плотных пород во многом напоминает добычу сланцевого газа. Речь идет о методике гидроразрыва, применяемой в Германии с 1961 года. Разница в том, что для плотных пород применяется смесь воды и песка. А в случае добычи сланцевого газа вместо песка (или наряду с ним) используются керамические добавки или окиси алюминия, чтобы держать каналы, по которым газ будет откачиваться, открытыми. Именно в добавках все дело, и экологи утверждают, что имеется возможность загрязнения ими питьевой воды. Однако сейчас в Германии методика гидроразрыва запрещена, и, по данным Wintershall, начиная с середины 2011 года ни одна заявка на применение гидроразрыва пласта, включая традиционную добычу, не получила разрешение соответствующих органов. В результате производство газа в 2012 году сократилось на 10%. Впрочем, технология гидроразрыва пласта применяется компанией уже давно и в Европе, и в России, и в Аргентине, и в Нидерландах.
В конце февраля Министерство по окружающей среде и Министерство экономики Германии договорились о совместном проекте закона о добыче сланцевого газа с использованием этой технологии. Проект закона, в частности, запрещает гидроразрыв на природоохранных территориях и у скважин с питьевой водой. Кроме того, для каждого проекта обязательно проводится оценка воздействия на окружающую среду. Вся проблема в том, что в сентябре в Германии состоятся выборы в парламент и нынешняя правящая коалиция может оказаться не у дел. Поэтому в министерские кресла могут сесть не нынешние свободные демократы и христианские демократы, занимающие сейчас соответственно посты министров экономики и охраны окружающей среды, а социал-демократы и зеленые. Тогда ситуация с этим законопроектом может измениться.
Приоритет экологии
Реальным является то, что, по данным известного немецкого специалиста по геологии профессора Мартина Заутера из Геонаучного центра университета Гёттингена, между Германией и США имеются существенные различия в возможностях организации добычи сланцевого газа. Поэтому возможности для добычи сланцевого газа в Германии более ограниченные. Это связано с гораздо более плотной населенностью в Германии. Хотя, например, глава Wintershall оспаривает утверждения экологов о возможности загрязнения питьевой воды при использовании методики гидроразрыва. Но скорее всего даже если законопроект будет принят, то вблизи зон санитарной охраны источников водоснабжения применение метода гидроразрыва будет запрещено. В других регионах его если и будут разрешать, то только после подробного изучения возможных экологических последствий.
Где добывать газ?
Глобализация мирового газового рынка открывает для Wintershall возможности для добычи сланцевого газа (и не только сланцевого) и в других странах. Надо сказать, что в беседах во время годовой пресс-конференции представители компании отмечали, что добывать сланцевый газ в США компания не планирует. Другое дело – Европа и Южная Америка.
В Южной Америке наиболее перспективным рынком считается Аргентина, где компания работает с 1978 года. А на Европейском континенте компания готова добывать сланцевый газ в Восточной Европе. Для России это означает, что рынок Германии станет менее зависимым от поставок традиционного газа. Правда, по заказу WINGAS GmbH, входящей в группу Wintershall, европейский институт изучения общественного мнения TNS Emnid опросил 400 экспертов энергетической отрасли из Германии, Австрии, Голландии и Бельгии о том, как в дальнейшем будет развиваться европейская энергетическая система и какое место в энергосистеме будет занимать природный газ.
Россия – давний партнер Европы в сфере энергетики – остается одним из ключевых игроков европейского энергетического рынка. Проведенный опрос подтвердил важную роль России для европейских потребителей энергии. Подавляющее большинство экспертов ожидают, что доля природного газа из России в ЕС в будущем будет расти. Однако только 52% опрошенных экспертов назвали Россию надежным поставщиком природного газа в ЕС.