0
22000
Газета НГ-Энергия Печатная версия

11.12.2023 17:40:00

Россия выпускает углеродные единицы в отсутствие спроса

Москва продвигает идею дифференцированного использования ископаемых и возобновляемых источников энергии

Тэги: оаэ, рф, павильон, конференция, климат, дифференцированное использование, ископаемое топливо, виэ


оаэ, рф, павильон, конференция, климат, дифференцированное использование, ископаемое топливо, виэ Немецкий канцлер Олаф Шольц предложил через неформальное объединение государств подталкивать мировое сообщество к трансграничной торговле углеродными единицами по правилам ЕС. Фото Reuters

30 ноября в Дубае стартовала 28-я Конференция ООН по изменению климата (COP28). То, что ее участников ждут довольно жаркие две недели переговоров, очевидно было уже на подходах к конференции: по ряду треков споры начались за несколько месяцев до саммита. О позиции России на этом саммите обстоятельно рассказывают авторы портала ИнфоТЭК и семинара «Финансирование и социальные аспекты глобальной климатической повестки в преддверии Конференции ООН – 2023», который проводился в рамках форума «Глобальный энергетический диалог» в ИМЭМО РАН.

Россия в нынешнем году, очевидно, намерена выступить на COP «во весь голос». Об этом говорит полноценное возобновление работы российского павильона (оператором которого выступает Росгидромет) после паузы, взятой на COP27 в Египте.

На этот раз Россию в Дубае представляет советник президента Руслан Эдельгериев.

За 12 дней (7 декабря – выходной в российском павильоне) представители РФ намерены провести больше 50 сессий, пять презентаций, а также заседание комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию.

Механизмы контроля

С точки зрения тематического наполнения обширнее всего в программе РФ на COP28 представлен блок, посвященный потенциалу реализации российских климатических проектов. Это ожидаемо, учитывая амбиции крупных отечественных компаний в этой области, активные действия России по организации системы обращения углеродных единиц (УЕ), а также сложности с реализацией офсетов (то же самое, что УЕ) из РФ на зарубежных рынках.

За последние два года Россия выстроила – и на нормативном, и на технологическом уровнях – национальную систему выпуска углеродных единиц по результатам реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов (ПГ). Сформирован институт валидации и верификации ПГ, запущен реестр и обкатана на пилотной сделке схема обращения углеродных единиц.

На данный момент в реестре углеродных единиц зарегистрировано восемь климатических проектов с общим объемом эмиссии 52,4 млн углеродных единиц. Ранее ИнфоТЭК подсчитал, что в ближайшие годы отечественные компании могут реализовать и верифицировать еще порядка 14 проектов. При этом на российском рынке пока нет спроса на УЕ, и его появление не просматривается по меньшей мере до момента подведения итогов первого года действия «Сахалинского эксперимента». Вместе с тем зарубежные рынки доступны российским эмитентам УЕ в очень ограниченном формате: отдельным компаниям удается реализовывать свои углеродные офсеты на нишевых площадках, однако крупнейшие международные реестры вроде Verra, Gold Standard и Global Carbon Council не регистрируют верифицированные по международным стандартам климатические проекты из России, предположительно – по политическим причинам.

Существенная доля повестки российских мероприятий на COP28 посвящена темам международного сотрудничества, в частности в рамках БРИКС. Именно последняя деталь дает понять, что речь будет идти не только о недопустимости санкций в части доступа к передовым низкоуглеродным технологиям (хотя и об этом, конечно, тоже), но и о возможностях формирования международной инфраструктуры для взаимного признания, совместного учета и использования УЕ.

В этом плане Запад пытается для продвижения своего подхода к регулированию на международном уровне климатической повестки дня реализовать идею так называемых климатических клубов. Ее в первые дни открытия конференции представил федеральный канцлер ФРГ Олаф Шольц. Речь идет о пока неформальных объединениях государств, которые вместе разрабатывают идеи по реализации Парижского соглашения, а потом на подобных конференциях продвигают их в качестве обязательных решений для всех участников Парижского соглашения. Позднее такой клуб должен будет обзавестись собственным секретариатом и начать планировать свою деятельность. В таком клубе по интересам, созданном Шольцем, уже находятся представители 36 государств, в том числе «большой семерки», и в настоящее время они вместе работают над декарбонизацией таких энергоинтенсивных отраслей, как цементная и сталелитейная промышленности, а также перевозки воздушным и морским транспортом. Речь идет, в частности, о взаимном обмене технологиями. Именно в рамках подобного клуба реализуется идея трансграничного углеродного регулирования (ТУР или CBAM). Механизм ТУР, разработанный с учетом правил Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных обязательств ЕС, будет работать следующим образом: европейские импортеры будут покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене на выбросы углерода, которую следовало бы уплатить, если бы товары были произведены в соответствии с европейскими правилами выплаты за выбросы углерода. Однако если производитель из третьей страны сможет подтвердить, что в связи с производством импортируемых товаров уже была осуществлена выплата за выбросы углерода, соответствующая сумма может быть полностью вычтена из выставленного импортеру счета. Именно механизм трансграничного углеродного регулирования, считают в Брюсселе, который уже ввел с 2023 года систему отчетности по выбросам по ряду наиболее энергоемких отраслей, поможет снизить риск утечки углерода, стимулируя производителей в странах, не входящих в ЕС, к экологизации их производственных процессов.

Механизмы трансграничного углеродного регулирования уже действуют в некоторых регионах мира, например в Калифорнии, где регулирование применяется в отношении определенных видов импорта электроэнергии. Ряд стран, например Канада и Япония, планируют ввести аналогичные меры. Кроме того, Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития недавно провели исследование того, как подобные меры могут поддержать международные усилия по сокращению выбросов парниковых газов. В коммюнике по итогам встречи министров финансов стран «группы двадцати» 9–10 июля 2021 года отмечается необходимость тесного международного взаимодействия по вопросу использования механизмов выплат за выбросы углерода.

Однако в этом плане идее ТУР противопоставляется необходимость платы за выбросы стран – потребителей углеродоемких товаров. Дело в том, что нехватка электроэнергии, производимой в ряде стран Европы за счет отказа от атомной энергетики, от нефти и газа, преимущественно путем применения возобновляемых источников энергии, ведет к перемещению энергоемких производств за пределы ЕС. Другими словами, страны ЕС превращаются в страны, предоставляющие преимущественно услуги, а не товары. Но продолжают потреблять товары с высокой долей энергоемкости. В ряде случаев, в частности в России, ТУР воспринимается как попытка выравнивания конкурентных возможностей для фирм на территории стран ЕС, находящихся в более благоприятных условиях с точки зрения энергопотребления и экологических условий.

В сентябре Сбербанк выступил с инициативой создать единую платформу управления углеродными балансами, общий реестр климатических проектов, а также рейтинговое агентство стран БРИКС. РСПП направляло аналогичное предложение в Минэкономразвития РФ, отмечая, что исполнительные органы общего реестра углеродных единиц БРИКС+ «могут и должны базироваться в России».

Кроме того, ранее РФ уже выступала с похожей инициативой в отношении стран Евразийского экономического союза: о создании единого добровольного рынка углеродных единиц с общими стандартами, системой верификации и взаимным признанием. Очевидно, что наша страна имеет большие амбиции в этой части.

Споры о донорстве

В целом международная торговля углеродными единицами становится одной из основных тем COP28.

«Вокруг этого сейчас идет основная дискуссия в кулуарах COP. И кажется, что центровой фигурой во всем этом будет, так или иначе, ООН: планируется создание реестра, кто-то должен осуществлять клиринговую функцию и подтверждать транзакции, тем самым избегая двойного счета. ООН как раз сейчас берет на себя эту функцию, и скорее всего на 28-й конференции будут анонсы того, как это будет работать: как будет работать реестр ооновский, как он будет взаимодействовать с национальными реестрами», – заявил в октябре журналистам один из участников климатического саммита, руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК (АЦ ТЭК) Денис Дерюшкин.

10-11-2480.jpg
В ОАЭ Россия вновь открыла собственный
павильон в рамках конференции по климату.
Фото Reuters
Главный прорыв COP27 – создание Фонда (возмещения) потерь и ущерба (для стран, потерпевших от изменения климата) – может стать яблоком раздора для участников СОР28. Как известно, соответствующий комитет конференции даже предложил первоначально, чтобы фонд первые четыре года управлялся Всемирным банком. Видимо, предполагалось, что делать взносы в него желающих не найдется. Хотя в первый же день проведения COP28 глава конференции Султан бен Ахмед аль-Джабер сразу объявил о взносе своей страны ОАЭ в фонд 100 млн долл., и такую же сумму внесла Германия, что, по оценке немецких массмедиа, позволяет фонду начать работать.

В этом году необходимо решить вопросы структуры и модели функционирования фонда, вокруг которых немало разногласий. В частности, спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев после посещения подготовительной конференции в ОАЭ отметил, что развитые страны предлагают доверить управление фондом Всемирному банку, а развивающиеся хотят отдельный секретариат, который будет обслуживать отдельное юрлицо.

У России в отношении этого фонда может появиться дополнительный квест. Дело в том, что согласие ЕС на создание фонда было получено при условии, что база доноров будет расширена за счет крупных экономик, статус развивающихся стран (по классификации РКИК ООН от 1992 года) которых заслуживает пересмотра. Речь идет прежде всего о Китае – крупнейшем после США источнике выбросов и второй по величине экономике мира, Саудовской Аравии и России, получающих значительные доходы от добычи ископаемого топлива.

Замглавы Минэкономразвития РФ Илья Торосов по итогам прошлогодней конференции сообщил, что пересмотр статуса этих стран отложен на 2023 год, и подчеркнул, что российская сторона намерена действовать «согласно тому статусу, который есть сейчас».

Разнообразие источников

Традиционно важное место в российской повестке занимает недискриминационное отношение к различным энергоресурсам, в том числе к ископаемому топливу. А как известно, последнее на протяжении многих лет является главным камнем преткновения в работе над финальными коммюнике конференций ООН по климату.

В прошлом году некоторые страны настаивали на приоритетном статусе возобновляемых источников энергии, РФ добилась упоминания в итоговом протоколе конференции низкоуглеродных источников в целом. По словам Ильи Торосова, под ними Россия подразумевает в том числе атом, водород и газ. «В вопросе с атомом мы еще в Глазго сильно продвинулись, он уже фигурирует как «зеленый». Но до конца все еще не закрыт вопрос, то есть отстаивать атом еще будем», – сказал он в интервью по итогам египетской конференции. Предсказуемо и традиционно в программе российского павильона COP28 темам атомной энергетики отведен целый день.

Что касается «гонимых» нефти, газа и угля, то Россия на этапе подготовки к 28-й конференции в очередной раз заявила о неизменности своей позиции. В документе, направленном в ООН в рамках «глобального подведения итогов», РФ выступила против фиксации на уровне международных документов обязательств поэтапного отказа от каких-либо энергоресурсов или ископаемого топлива.

И тем не менее, несмотря на все вышесказанное, по данным участников официальной делегации России, основным днем работы российского павильона стало 10 декабря. В этот день как раз обсуждались вопросы мониторинга парниковых газов и прогнозирования климата.

В 2022 году правительство РФ утвердило проект по созданию национальной системы мониторинга климатически активных веществ, включающей подсистемы наблюдения за Мировым океаном, вечной мерзлотой, процессами опустынивания и за климатическим обслуживанием городов. Предполагается, что в условиях политизированности климатической повестки такая система обеспечит страну независимыми прогнозами и информацией, важными для принятия управленческих решений в области ограничения выбросов ПГ и адаптации российской экономики к глобальным изменениям климата.

В перспективе такая система может дать ответы и, возможно, новые аргументы в спорах относительно антропогенного вклада в глобальное потепление, поглощающей способности лесов и других экосистем, а также эффективности различных технологий декарбонизации. Очевидно, что необходимо сформировать у мировой общественности кредит доверия к ней.

Программа российских мероприятий, безусловно, не ограничивается указанными треками. Немало внимания в ней уделено вопросам «зеленого» и «переходного» финансирования, ESG-политики бизнеса, справедливости и сбалансированности энергоперехода, энергетической и продовольственной безопасности в условиях изменения климата. Чуть меньше представлены, но все же присутствуют темы сохранения биоразнообразия, управления водными ресурсами и влияния глобализации на жизнь коренных народов.

Однако при всей насыщенности традиционной двухнедельной программы – как российской, так и всей СOP28 – на деле конференция скорее всего окажется еще более «плотной» и затянутой. «Ни один COP никогда не заканчивался вовремя. Всегда группа экспертов остается уже за горизонтом тех положенных двух недель, в которые ведутся переговоры. И я уверен: этот раз не будет исключением», – убежден представитель АЦ ТЭК Денис Дерюшкин. 


Читайте также


Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Геннадий Петров

Вето России на американо-японскую резолюцию в Совбезе ООН всерьез встревожило Белый дом

0
3242
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
3685
Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
3024
Настало ли время для нового объединения регионов

Настало ли время для нового объединения регионов

Укрупнение субъектов РФ должно иметь понятные цели, иначе это бессмысленные манипуляции

0
3248

Другие новости