0
829
Газета События Интернет-версия

01.11.2000 00:00:00

Вчера начался новый этап в освоении космоса

Тэги: мкс, космос


мкс, космос От того, как пройдет притирка характеров этих трех человек, во многом зависит успех первой долговременной экспедиции на МКС. Слева направо: Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко, Билл Шеппард.
Фото ИТАР-ТАСС

ВЧЕРА, в 11 часов 01 минуту по московскому времени, с космодрома Байконур на Международную космическую станцию (МКС) отправился первый постоянный экипаж в составе командира экспедиции Билла Шеппарда (США), командира космического корабля "Союз ТМ-1" и пилота станции Юрия Гидзенко (Россия), а также бортинженера "Союза ТМ-1" и МКС Сергея Крикалева (Россия). Если полет до станции и стыковка с ней пройдут штатно, то МКС примет своих обитателей на борт 2 ноября.

Планируется, что экипаж проработает на орбите до 117 суток. За это время будет проведено 23 эксперимента в областях биотехнологии, космической биологии и медицины, геофизики, а также технических исследований. В феврале 2001 года космонавты и астронавт вернутся на Землю на борту "Шаттла", который доставит на МКС ее второй постоянный экипаж.

Старт "Союза" к новой станции дал ответ на главный вопрос, который стоял перед создателями комплекса и всеми, кто проявлял интерес к его судьбе, начиная с 1993-го года, когда Россия присоединилась к программе МКС: смогут ли Россия и США вместе построить орбитальную пилотируемую станцию и подготовить для нее совместные экипажи? Теперь уже ясно - смогли.

Однако сейчас на первый план выходит уже не технический, а человеческий фактор - удастся ли этим экипажам эксплуатировать МКС на основе равного партнерства и создать условия для дальнейшего беспрепятственного включения представителей Европы, Японии и Канады (по мере пристыковки соответствующих элементов к станции) в российско-американскую команду? Ответ на этот не менее важный вопрос будет во многом дан полетом первого экипажа МКС.

Уже имеющийся опыт длительных российско-американских экспедиций на станции "Мир" показывает, что космонавты и астронавты могут образовать единые экипажи и успешно выполнять полетные задачи. Это не означает, впрочем, что внутри данных экипажей не возникало напряжений и противоречий.

Так, согласно исследованию, проведенному специалистами университета штата Калифорния при содействии Медицинского центра ветеранов города Сан-Франциско, американские астронавты, принимавшие участие в полетах на "Мире", были "менее довольны и удовлетворены своими рабочими условиями (на борту станции), чем их российские коллеги. Причиной этому для американских членов экипажа могло быть то обстоятельство, что они были в меньшинстве в экипажах, состоявших из трех человек - двух русских и одного американца". Причем "русский всегда был командиром, используемый язык - только русский, а управление "Миром" было сосредоточено в российском Центре управления полетами (ЦУП)".

По мнению Ника Канаса, профессора психиатрии вышеупомянутого университета и одного из авторов данного исследования, определенный вклад в дискомфорт американцев в совместных полетах внесли еще два фактора. Один из них - разница в стиле работы астронавтов и космонавтов. "В то время как русские больше полагаются на советы специалистов ЦУПа, американцы традиционно следуют установившемуся порядку действий, инструкциям или протоколам", - отметил Канас.

Второй фактор заключался в том, что американцы на борту "Мира" не имели четко очерченного круга обязанностей, что "огорчало их, в особенности в кризисных ситуациях, когда происходили поломки жизненно важного бортового оборудования".

Однако ситуация на борту МКС будет несколько отличаться от той, которая была на борту российской станции.

Если американцы на "Мире" были гостями, не принимавшими сколько-нибудь заметного участия в эксплуатации российского комплекса, то на новой станции они имеют по меньшей мере равные с русскими права как с юридической, так и с технической точки зрения. Фактически же представители США играют ведущую роль в программе МКС. Подобная ситуация нашла отражение в командно-иерархической структуре первого экипажа станции.

Его командиром был назначен американец Билл Шеппард, несмотря на значительно меньший, чем у российских членов экипажа, стаж космической деятельности и практически отсутствующий опыт эксплуатации орбитальных комплексов. А ведь еще в мае 1997 года, по данным газеты "Спейс ньюс", российская и американская стороны договорились, что если экипаж будет состоять из двух русских и одного американца, то командиром будет русский и наоборот. Увы, данный план еще предстоит привести в исполнение. Пока же, для того чтобы соблюсти принцип очередности, по крайней мере еще три экипажа будут иметь подобное "перевернутое" соотношение между национальной структурой экипажа и его командованием.

Несоответствие между фактическим и юридическим положением Шеппарда на станции, способное внести определенные сложности в работу экипажа, может быть отягощено и некоторыми характерологическими особенностями первого командира МКС. Выпускник Военно-морской академии США, прослуживший немало лет в элитном подразделении подводных диверсантов, Шеппард поначалу пробовал строить отношения со своими будущими членами экипажа так, как если бы их главная обязанность на станции заключалась в беспрекословном выполнении его приказов. Результатом подобного подхода стал отказ одного из опытнейших российских космонавтов Анатолия Соловьева от участия в первом экипаже МКС и его замена на Юрия Гидзенко. По той же причине рассматривал возможность выхода из этого экипажа и Сергей Крикалев.

Интересно посмотреть, как американцы подходят к решению вопроса о том, кому быть командиром станции. По мнению Канаса, экипаж из трех человек изначально психологически нестабилен, ибо в случае возникновения разногласий один член экипажа почти наверняка окажется в меньшинстве. Однако в обозримом будущем на МКС будут постоянно находиться только три обитателя, ибо "спасательная шлюпка" - "Союз" в случае необходимости не сможет вместить большее количество людей.

Поэтому, полагает Канас, пока экипажи станции не будут увеличены до четырех и более человек, роль командира должен поочередно исполнять каждый из членов экипажа. Предложение не лишнее с учетом того, что следующим экипажем станции будет командовать российский космонавт Юрий Усачев, а у него в подчинении будут два американских астронавта - Сюзан Хелмс и Джеймс Восс.

Наивно ожидать, что осуществление такого сложного и грандиозного с технической, политической и культурно-психологической точек зрения проекта, как МКС, будет проходить без проблем. Но любые усилия, потраченные на их решение, будут оправданны ради успеха программы новой станции. Ведь она является первым шагом на пути к действительно широкомасштабному освоению космоса, которое возможно лишь международными усилиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1341
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
1065
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1714
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1366

Другие новости