Вчера в Москве на Пречистенке, 19, рядом со зданием самой Российской академии художеств открылся новый музей. Еще недавно здесь располагались кабинеты военных цензоров, но Зураб Церетели оказался достаточно последовательным в своем желании занять под академические залы весь квартал. В последние месяцы Церетели проводил здесь дни и ночи, если, конечно, находился в Москве. Можно сказать, что новый музей (сама экспозиция получила название "Императорская - Российская академия художеств") - это детище президента РАХ. С этой точки зрения не странно, что часть залов "походит" на своего родителя, а вернее - отдано под живопись, скульптуру и бронзовые барельефы и горельефы Церетели.
В залах бывшего Дома московского генерал-губернатора Долгорукова, где с конца прошлого века располагался Александро-Мариинский институт (и в нем, среди других, училась Елена Николаевна Гоголева), собрана поистине бесценная коллекция. Некоторая эклектичность не мешает восхищению от знакомства с прежде неведомыми полотнами Бориса Григорьева (говорят, Шаляпин был возмущен, увидев свой портрет, - и немудрено, поскольку певец не выглядит слишком добрым на этом портрете), эскизами Машкова, Сомова, Коровина, шедевры из собрания Исаака Бродского, рисунки и слепки из Пушкинского музея, архитектурные проекты из коллекции Музея архитектуры имени Щусева и других филиалов РАХ. Увы, много невзрачнее творения ныне живущих членов академии, но и здесь можно порадовать себя, особенно в театрально-декорационном разделе. Театр при советской власти стал чем-то вроде гетто для лучших художников. И здесь в экспозиции - работы Бориса Мессерера, Валерия Левенталя, Петра Вильямса, Симона Вирсаладзе... В планах Церетели - крытый двор, где рядом с огромным библейским плодом с Древа познания будут скульптуры (из "Кама-сутры"). Экспозиция откроется для публики уже 9 марта.