0
3135
Газета События Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Последний советский комик

Тэги: вицин, никулин, моргунов, демьяненко


ТРУС, Балбес, Бывалый. И Шурик. Знаменитая комическая тройка и примкнувший к ней интеллигент. Все четверо - настоящие народные герои. Над ними смеялись - и обожали. По "Кавказской пленнице" миллионы учились танцевать рок-н-ролл. В "Самогонщиках", стесняясь, узнавали себя.

Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов. И Александр Демьяненко. Теперь уже нет с нами всех четверых... Умер последний из великого квартета - Вицин. И вместе с ним ушла эпоха. Секрет их обаяния не только в том, что, каждый по отдельности, они были хорошими актерами. Они идеально разыгрывали социальные роли. Официальная идеологическая триада "рабочий-крестьянин- интеллигент" переросла в комическую тройку "Кавказской пленницы". Трус Вицина - типичная "конторская крыса", интеллигент, каким его видит народ. "Положительный" Шурик дополнял "отрицательное" трио. Леонид Гайдай пересоздал официальную советскую мифологию.

Гайдай вернулся к народной сказке. За лицами Труса, Балбеса и Бывалого скрывалась вечная русская тройка - Илья Муромец (это, конечно, Моргунов), Добрыня Никитич (это Никулин - простоватый богатырь) и Алеша Попович (это Вицин - хитрый, но трусоватый). Но настали новые времена. Появились новые сказки.

Георгий Вицин был не просто замечательным артистом. Он был тем кумиром, любовь к которому способна объединять нацию. Вицина обожали и эстеты, и массы. Дети видели в нем серьезного актера, работающего для маленьких зрителей (в "Старой, старой сказке"). Взрослые находили в игре Вицина фантастическую, невозможную в обыденной жизни свободу самовыражения и внешнюю простоту, которые неизменно напоминали о светлом детском мировосприятии. Его искусство казалось общедоступным. Но Вицин был серьезным актером.

Он учился в Театральном училище имени Вахтангова и в студии МХАТ II. И потом всю жизнь нес в себе как классические традиции русской актерской школы, так и мощь эксцентрики, страсть к экспериментаторству, надолго оставшуюся в отечественной комедии еще от пореволюционных 20-х годов. Он работал с Эйзенштейном ("Иван Грозный"), Козинцевым ("Дон Кихот"), Роммом ("Убийство на улице Данте").

Вицин вошел в число первых комиков советского кинематографа. И когда прошла эпоха социализма, оказалось, что самым ценным наследием того времени остается именно уникальный "золотой запас" советских комедий - самых нетленных, вечно живых сюжетов и характеров. "Джентльмены удачи", "Кавказская пленница┘", "Операция Ы┘", "Дайте жалобную книгу", "12 стульев", "Женитьба Бальзаминова", "За спичками", "Путешествие пана Кляксы" и еще десятки хитов - их невозможно представить себе без участия Георгия Вицина.

Он играл амбивалентных людей - обаятельных и забавных негодяев, недотепистых плутишек, искренних обманщиков, мечтательных жадюг, бандитов-неудачников. Он создал амплуа криминального клоуна и показывал, что у персонажа низкого жанра тоже бывает преступление и наказание, к которым надо относиться уважительно. Он приучал прощать неправильных людей и понимать, что человеку вообще свойственно несовершенство и потребность нарушать порядки - из желания сделать свою жизнь хоть чуть-чуть лучше. Обыкновенный эгоизм Вицин не осуждал, а гуманизировал.

В контексте советского быта и официоза герои Вицина воспринимались как прорыв за пределы обыденности, предписанного идеологией реализма и оптимизма. Вицин вдохновенно и весело играл грустных недотеп. В его героях всегда сохранялось что-то от Епиходова из "Вишневого сада". Впрочем, при внешности, родственной Дон Кихоту, его герои несли в себе скорее материализм Санчо Пансы. Они доказывали, что человек имеет право думать о "низком", потому что того требует и жизнь, и природа человеческого существа. Он был актером периода эмоционального тепла и всечеловеческого сострадания - после суровой эпохи монументализма и оценочности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
835
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
990
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
485
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
333

Другие новости