0
4107
Газета События Печатная версия

19.12.2007 00:00:00

Несговорчивость наказуема

Тэги: швыдкой, максимова, рязанский кремль


Глава Роскультуры Михаил Швыдкой 10 декабря уволил директора музея-заповедника «Рязанский кремль» Людмилу Максимову. «Все руководители светских памятников культуры должны находить язык с церковными иерархами... Не искать компромисса – это неправильный путь», – заявил он на следующий день на пресс-конференции. У Максимовой и архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева) с общим языком явно не сложилось. Епархия добивается передачи ей всех зданий кремля, музейщики переезжать отказываются. Превращения музея-заповедника в «заурядный краеведческий музей» (что неизбежно произойдет в случае переезда) они не хотят, а в способности Церкви сохранить культурное наследие кремля сомневаются.

На заседании ученого совета музея-заповедника 12 декабря было сказано, что слова Швыдкого «противоречат фактам». Людмила Максимова – кавалер ордена Святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Она подписала документы о передаче Рязанской епархии ряда храмов на территории кремля. «Если это не компромисс, то непонятно, что подразумевает под таковым господин Швыдкой», – говорится в заявлении совета.

В 2006 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II попросил президента России Владимира Путина передать Церкви ансамбль Рязанского кремля. Как писал Патриарх, кремль – «комплекс зданий церковного назначения». Путин к его словам прислушался и велел министрам работать в указанном направлении. Пять объектов, в числе которых три церкви и колокольня, были переданы Рязанской епархии 2 июля текущего года территориальным управлением Росимущества. Но в епархии рассчитывают на большее – на передачу ей Архиерейского дома и Консисторского корпуса.

В Архиерейском доме (так называемом «Дворце Олега») размещаются фонд и основная экспозиция музея. В Русской Православной Церкви (РПЦ) считают, что там неплохо бы разместить епархиальное управление. Музейщикам предлагается приискать себе помещение где-нибудь в городе. Меж тем начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Александр Работкевич этой весной сообщил работникам музея в ответ на их письмо, что «Дворец Олега» «возводился и перестраивался как жилой дом рязанских архиереев». Зданием религиозного назначения он не является.

Если так, то совершенно закономерно задаться вопросом: если здание – не монастырь и не церковь, то почему музей должен его покинуть, а епархиальное управление, напротив, в него въехать? Росимущество вправе распоряжаться федеральной собственностью, но почему выбор делается в пользу Церкви, а не госучреждения? И почему музейщики должны идти на компромисс, создавая себе неудобства? Может, они плохо справляются со своей работой? Ведь Рязанский кремль – культурное наследие, и задача музея – его охранять.

В письме на имя премьера Виктора Зубкова от 22 ноября сего года глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин утверждает, что реставрационные работы в Рязанском кремле руководство музея проводит «с нарушениями», целесообразность тех или иных работ «не обосновывается». На официальном сайте музея обвинения Степашина названы голословными. В качестве контраргументов приводятся награды, полученные на фестивале «Зодчий-2005», и высокие оценки реставраторов-специалистов. В музее указывают на то, что Счетная палата занималась в кремле лишь финансовой проверкой, а Степашин просто-напросто повторил слова архиепископа Павла, которого не устраивают темпы и качество реставрации.

Если даже музей не справляется с охраной культурных ценностей, то повод ли это передавать федеральное имущество Церкви? Спорный вопрос. Заведующая отделом развития рязанского музея Ирина Кусова сообщила агентству «7 новостей», что в год на реставрацию у них уходит около 20 млн. руб. Где возьмет такие деньги Рязанская епархия? Готова ли она к сотрудничеству с профессиональными реставраторами? Практика показывает, что к мнению профессионалов в епархиях прислушиваются нечасто: «Не будешь делать, как мы хотим, – свободен!»

В деле возвращения Церкви имущества, конечно, необходим разумный компромисс. Но неуступчивость музейных работников берется не из антиклерикализма и вредности. Рассмотрим лишь один аспект проблемы – для примера. Помогает ли температурно-влажностный режим сохранить фрески в церквах? Да, конечно. А можно ли соблюсти этот режим при регулярных богослужениях в храме? Ответ очевиден: крайне затруднительно.

В рязанской истории есть еще один примечательный момент. В РПЦ не устают подчеркивать, что православие – наш общий «культурный код». Но что может лучше проиллюстрировать этот тезис: православные иконы, фрески и здания церквей, взятые государством под охрану, или навязчивые утверждения иерархов? Безусловно, первое. Однако, похоже, в Церкви думают иначе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Украине готовятся к "черной среде"

В Украине готовятся к "черной среде"

Татьяна Ивженко

Выступление Зеленского в Верховной раде пройдет на фоне акций протеста

0
1668
ЕС не отказывается от идеи наказать Лукашенко за мигрантов

ЕС не отказывается от идеи наказать Лукашенко за мигрантов

Антон Ходасевич

Очередные санкции против Белоруссии могут быть утверждены на днях

0
1355
Россияне тратят на медицину вдвое больше, чем жители развитых стран

Россияне тратят на медицину вдвое больше, чем жители развитых стран

Анатолий Комраков

Повысить продолжительность жизни без увеличения госрасходов на здравоохранение другим странам не удавалось

0
1310
Военнообязанных женщин в России станет больше

Военнообязанных женщин в России станет больше

Владимир Мухин

Систему подготовки армейского кадрового резерва в гражданских вузах возьмут под контроль главки Минобороны

0
1148

Другие новости

Загрузка...