0
3011
Газета События Интернет-версия

16.05.2012 00:00:00

Мертвый хватает живого

Роман Багдасаров

Об авторе: Роман Владимирович Багдасаров - культуролог.

Тэги: рпц, церковь, искусство


Клерикалы стараются навязать обществу свои представления о прекрасном. Примерно месяц назад митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) потребовал от мэра Новосибирска закрыть выставку эротических гравюр Пабло Пикассо «Искушение». Группа православных ревнителей в Москве атакует администрацию Большого театра петициями против постановки Кириллом Серебренниковым оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Главы двух смежных епархий РПЦ на юге России, Ставропольской и Краснодарской, даже не видя выставки Icons, запланированной к открытию 15 мая, выступили за ее запрет. Последний демарш особенно обиден, поскольку данная выставка служит качественно новым этапом в диалоге между светской и церковной культурой. Icons долго готовилась и на ней религиозная тема в российском contemporary art представлена наиболее полно.

Чтобы понять ситуацию, необходимо задать простой вопрос: как может судить о современном искусстве организация, в которой нет места искусству? Как же нет? – могут возразить. – А храм Покрова на Нерли, фрески Спаса на Ильине улице, Владимирская Богоматерь, Рублев, Дионисий, Бортнянский, Нестеров наконец! Верно. Можно дополнить список сотнями других памятников и имен. Однако все это создано до 1927 года, даты Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и тем более рождения нашей РПЦ в 1943 году. Далее – провал, пустота, заполненная бесконечным, сладострастным копированием произведений прошлого, их бесконечной репликацией, более или менее удачным стилизаторством. И тут же – лютая, бешеная ненависть ко всему новому.

После 1988 года, когда стало возможным возводить храмы, легально открывать иконописные мастерские, заниматься монументальной росписью, церковным пением, – разве появилось в церковном искусстве хоть что-то принципиально новое по сравнению с дореволюционными достижениями? Нет. Наиболее известный в церковной среде иконописец, архимандрит Зинон (Теодор) – единичное явление. К тому же в его живописи скорее реализуются невыявленные элементы художественных стилей прошлого, чем возникает нечто действительно оригинальное.

Мы переживаем самый мрачный период в истории отечественного церковного искусства. Никогда в Русской Церкви не было такого, чтобы не обновлялась культурная стилистика, не привносились новые веяния, не возникали новые школы и разновидности художественного творчества. И вот это время наступило.

По логике истории искусства, храмовая живопись у нас в стране должна была усвоить до конца опыт эпохи модерна, перейти к авангарду и затем через сюрреализм и новый реализм приступить к актуальному искусству. Однако церковные росписи наследника модернизма, иконописца Михаила Потапова (1904–2007, кстати, учителя отца Зинона) до сих пор не изданы и не осмыслены. Росписи православных храмов, которые делал художник-визионер Евгений Спасский (1900–1985), также выпали из поля зрения историков иконы.

Робкие попытки ввести элементы авангарда в оформление храма безжалостно искореняются. Так, были демонтированы настенные панно, которые создал художник Виталий Мельничук для церкви Святого Серафима Саровского в Билибино. В своих иконах Мельничук соединил эстетику русского авангарда со стилистикой, присущей Феофану Греку. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (ныне лишенный сана в РПЦ) принудил общину храма убрать панно, невзирая на то, что выполненный заказ верующих удовлетворял.

Между тем начиная с 2004 года существует проект «deisis/Предстояние» Константина Худякова, где для создания лиц священной истории использованы новейшие цифровые технологии, в том числе 3D плазменные панели, мультитач-мониторы и т.п. Существуют филигранные искусствоведческие разработки Алексея Лидова, протягивающие мост между церковным сознанием Византии и актуальным мировым искусством. В конце 2011 года они реализовались, к примеру, в международной выставке «Гора Афон. Образы святой земли» (ГИМ). Все эти достижения отечественной светской культуры теоретически и при определенных условиях могли бы быть использованы в церковном искусстве…

Причина неприятия РПЦ современного искусства коренится в отсутствии в этой организации творческого потенциала. Претендуя на монополию в духовной сфере, РПЦ не обладает необходимым для этого актуальным духовным опытом, потому что уже давно занимается идеологией и политикой вместо богословия. Свой авторитет она утверждает за счет достижений прошлого, причем достижений чужих.

Если раньше Церковь в России выступала крупнейшим заказчиком художественных произведений, то сегодня она занята приписыванием себе заслуг творческой интеллигенции, не ею сформированной и не ею оплачиваемой. Прямо как в Евангелии: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».

Что же предлагают клерикалы в качестве примеров для подражания? Лауреат недавней патриаршей премии – писатель Владимир Крупин. Прочтите хотя бы одну его колонку на ресурсе «Русская линия» – и комментарий не понадобится. Чем предложил заменить Пикассо новосибирский владыка Тихон? Панорамами Бородинского сражения…

Поневоле вспоминаются слова профессора Александра Никитенко, сказанные им в 1848 году по схожему поводу: «Теперь в моде патриотизм, отвергающий все европейское, не исключая науки и искусства, и уверяющий, что Россия столь благословенна Богом, что проживет одним православием».

Это тупик, и выход из него только один. Монополия на веру со стороны религиозных организаций должна быть раз и навсегда разрушена в общественном сознании. Нам пора понять, что быть христианином (и шире – верующим) не значит быть членом определенной религиозной организации. Право на религиозное высказывание имеют все. Религиозные организации могут оценивать окружающий мир в рамках своей доктрины, но навязывать свои пристрастия светскому государству, светскому обществу не позволено никому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1962
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
941
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4647
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3595

Другие новости