0
897
Газета Факты, события Интернет-версия

25.10.2001 00:00:00

Содвинем их разом!

Тэги: фестиваль, поэты, бунимович


САМОЕ замечательное в этом фестивале - что он оказался действительно поэтическим. Организаторы фестиваля - Евгений Бунимович и совет известных поэтов разных возрастов и направлений под патронажем городской Думы и нескольких общественных и государственных организаций - избежали двух крайностей, в которые было впасть очень просто.

Первое. Можно было устроить "верняк для журналистов" - позвать только общеизвестных авторов: Вознесенского, Кушнера, Рейна, Чухонцева, а из молодых - только любимцев пожилых критиков. Второй вариант - позвать кого попало, встать в позу и сказать, что "в это бездуховное время нам удается сохранять высокую духовность". А получилось так, что отобраны были действительно интересные поэты, и на большинстве вечеров народу было не протолкнуться. Итак, основное ощущение: поэзия по-прежнему является живым, современным и необходимым человеку событием.

На фестивале были присуждены две премии "Москва-Транзит" - дают ее поэтам российской провинции. В Большую премию, кроме денег и диплома, входит еще и скульптурный символ фестиваля - фигура золотого ангела с одним крылом, изготовленная Борисом Леженом. Большую премию "Москва-Транзит" получила Светлана Кекова (Саратов) - один из самых известных поэтов, живущих вне обеих столиц. Малую премию с формулировкой "за яркое начало творческого пути" получил Алексей Денисов, в 2000 году переехавший из Владивостока в Москву, где и сейчас редактирует московско-дальневосточный поэтический альманах "Серая лошадь" (четвертый выпуск появился только что).

На фестивале было четыре основные программы: "Звезды российской провинции", "Русский/Французский: диалог языков - диалог поэтов", "Классики XXI века" и "Поэты в школе". Главным событием в диалоге с провинциальными авторами было все-таки не вручение премий, а то, что на фестиваль приехали поэты из многочисленных мест России: Воронежская область, Кемерово, Тамбов, Кисловодск, Ярославль, Екатеринбург, Краснодарский край, Ростовская область. Из Петербурга, который не провинция, - всего два человека, организаторы говорят, что на следующем фестивале, то есть в 2003-м, будет, наоборот, специальная питерская программа.

"Классики XXI века" - чтения молодых авторов "Москвы, России и мира" (выражение из фестивального буклета) - вместе с молодыми авторами Москвы и Питера. Были также молодые авторы из других стран, пишущие по-русски, - из Узбекистана и Украины, и пишущие на других языках их сверстники из Латвии, Швеции и Грузии.

Программа "Звезды российской провинции" была составлена при участии членов жюри, "болеющих" за разные направления в поэзии. В результате программа оказалась широкой и представляла разные региональные школы, способы поведения в культуре, взаимодействия с поэтической традицией.

"Русско-французская программа" - чтения французских поэтов из разных стран: не только из Франции (откуда среди прочих приехал живой классик Мишель Деги), но и Бельгии и Канады. Ожидали поэта с непроизносимым именем Лила Анитра Рацифандриаманана Ракутунаваи - она же министр иностранных дел Мадагаскара, - но ей не позволили приехать на фестиваль государственные дела. В пояснении в официальном буклете сказано (и это важно), что на русском языке теперь, как и на французском, говорят во многих странах, и там существуют "один язык и разная поэзия". Французские поэты выступали с русскими переводчиками, но, к сожалению, совместное чтение было только одно: презентация альманаха-учебника "Депо", составленного все тем же Леженом. От России в нем участвуют Белла Ахмадулина, Геннадий Айги, Дмитрий Пригов, Андрей Вознесенский, Алина Витухновская и другие радикально непохожие друг на друга авторы.

"Поэты в школе" - выступления поэтов в московских гуманитарных школах и лицеях. Франкоязычные поэты читали в нескольких школах с "французским уклоном". На I Международном фестивале поэтов, который прошел в 1999 г., оказалось, что школьники большей частью о современной поэзии не знают (это предсказуемо), но, услышав, проявляют неожиданный интерес.

Были и курьезы. В гостинице приезжим поэтам раздали опросники от имени "ученической редакции журнала "Лицейское и гимназическое образование" с несусветными вопросами вроде: "Мы прочитали фестивальный сборник и обратили внимание, что все стихи в нем пессимистичные, многие из них - о смерти. Почему так?" (на всякий случай оговорюсь, что это совершенная неправда) - и даже такое: "Ты веришь, что друзья готовы за честь твою принять оковы?" и "Что наш язык земной пред дивною природой?" (честное пионерское!). Но все-таки, вероятно, в "ученической редакции" были собраны самые бестолковые школьники - по отзывам выступавших в школах поэтов, с которыми нам удалось побеседовать, многие гуманитарные школьники реагировали, наоборот, вполне адекватно, замечая весьма тонкие особенности стихотворений, а беседа чаще всего получалась доброжелательной и заинтересованной. И даже если спрашивали про пессимизм, то как-то поумнее, что ли.

Понимающие школьники обнаружились и на круглом столе, назвавшемся "Младшее поэтическое поколение: границы и приметы", в Музее Маяковского, где участники фестиваля обсуждали стихотворения авторов молодых, но уже состоявшихся, и московских школьников, собранные в недавно вышедшей антологии "Так начинают жить стихом".

Показательно, что кроме этой антологии на фестивале было представлено минимум четыре совершенно новые книги, а на закрытии Евгений Бунимович сказал, что по итогам фестиваля планируется издать специальную антологию. Но вот книги, которые уже полностью есть. Самая большая и впечатляющая, конечно, "Нестоличная литература" издательства "НЛО" (см. раздел "Пять книг недели"). Книга известного челябинского поэта и организатора уральской литературной жизни Виталия Кальпиди "Хакер" была представлена в рамках "мультимедийного вечера", где его стихи были соединены с музыкой английского композитора Марка Левенталя. Книга "Избранного" Нины Искренко, вышедшая в издательстве "Владом", была представлена на чтениях non-stop памяти Искренко, которыми и закончился фестиваль. И, наконец, на закрытии была показана брошюра "Топография мировой литературной провинции", составленная Сергеем Захаровым и Патриком Генри из ответов участников фестиваля, которые в интернет-конференции http://poet.forum.ru/konf/ объясняли про свое положение в литературном контексте и еще - каково, по их мнению, устройство современного всемирного поэтического сообщества и его отдельных территорий.

Косвенным свидетельством того, насколько удачным был фестиваль, может служить то, что немедленно по следам фестиваля, пока люди не разъехались, были устроены два импровизированных вечера, на которых авторы-открытия могли быть представлены более подробно. Во-первых, вечер Дины Гатиной (Энгельс Саратовской обл.), ставшей одним из самых ярких открытий фестиваля, Виктора Иванова (Новосибирск) и Алексея Шепелева (Тамбов) - все они читают свои стихи более или менее театрализованно, их чтение обыгрывает языковые неправильности, сдвиги, пропуски слов или смысловых звеньев.

Во-вторых, вечер Рати Амаглобели - молодого грузинского поэта, читающего просто-таки гипнотически. В Грузии он регулярно выступает с разными музыкантами и даже записал альбом трип-хопа (при том, что половина его стихов - на религиозные темы); в Москве чтение тоже было с живым и весьма авангардистским музыкальным сопровождением.

В общем, вывод такой: Москва становится одной из нормальных поэтических столиц Европы. Подобных фестивалей в Европе несколько, регулярность у них разная, проводятся они то под патронажем государства, то по инициативе энтузиастов и при поддержке фондов и благотворителей. Уровень проведения - вполне профессиональный. Буклеты, сумки, транспорт - все вполне неплохо, крепко... Одна водка "Стихотворная" чего стоит!

Силовым полем поэзии Москва была давно. Теперь поэзия в Москве может существовать и с уютом. Она востребована, и ее авторам есть где встречаться и решать проблемы, без которых жизнь все равно не получается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1614
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4079
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2254
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2540

Другие новости