0
1077
Газета Факты, события Интернет-версия

25.08.2005 00:00:00

Кайф от того, что получается

Тэги: одиночество12, ревазов


- Собираясь на интервью, я у себя в Живом Журнале спросил желающих: нет ли вопросов к автору "Одиночества-12"? Первый же комментарий был: "Кто вы, Арсен Ревазов?"

- Кто я? Ну, человек. Если имеется в виду - профессионально, то я топ-менеджер одного из крупнейших рекламных агентств в области интернет-рекламы. По образованию же я врач, окончил Третий медицинский институт. Что еще сказать? В 1990 году я уехал в Израиль, в 1995-м вернулся, возможно, это важный был момент в жизни. У меня трое детей. А родился я в Москве, родители - ученые.

- Как мне сказал издатель вашей книги, Александр Иванов, за два месяца продано 20 000 экземпляров. То есть как продукт книга состоялась. Нет ли в этой связи желания этот роман-fusion, как салатик или солянку, разобрать на составные части?

- Да, за два месяца мертвого летнего сезона - для нового автора это беспрецедентно. Хотя Оксана Робски продала больше раз в пять, в десять┘ Я ведь вообще не писатель и до сих пор писателем себя не ощущаю, а со всех сторон уже доносится: пиши второй роман! Но я совершенно не для этого писал, к этому не шел. Появилось подобие славы, но жизнь моя не изменилась. А большинство людей, с которыми я говорю на эти темы, интересует рецепт успеха. Причем интересует в большей степени людей, негативно относящихся и к книге, и ко мне.

Что в книге плохого, я и сам знаю, и все это знают и понимают. Но что в ней хорошего, если 20 тысяч человек ее купили и если в среднем читательские отзывы неплохие? Мне кажется, что ответ на это вопрос лежит в альтернативной плоскости. Не эстетики (литературной), где все ищут, а этики. Понятно, что с точки зрения литературной эстетики книга тянет на 4 с минусом при доброжелательной оценке. Но этика┘ Это такая штука, в которой литературные эксперты очень мало понимают. А именно она сделала "Бригаду" и "Секс в большом городе" культовыми продуктами нашего времени. Я имею в виду самые простые и детские вещи: как правило, именно они до умных и образованных людей очень плохо доходят. Любовь, дружба, порядочность, честность, благородство. Эти этические компоненты романа очень сложно перевести в эстетические. Но могу попробовать┘

Во-первых, это интонация, которая создает некоторую доверительную ауру. Ну, условно: когда можно одновременно цитировать Ветхий Завет и материться. Второе - мои издатели (и я с ними почти согласен) считают, что неплохо прописана тройка героев - они вполне себе архетипичны и соответствуют духу времени. Не 1990-х годов, а уже нулевых. И третий, в меньшей степени значимый момент - уже не этический, а эстетический - это сюжет. Сюжет заставляет многих людей читать книжку не отрываясь.

- Тем более что действительно до последней страницы ничего не ясно.

- Да, но сюжет издатели ставят все-таки строго на третье место. Я же могу присоединиться к этой точке зрения и от себя добавить только концепцию фьюжна. Отметить цитаты, скрытые и явные - от Гомера до Умберто Эко, включая Мураками, Переса-Реверте и других читанных мною авторов. Это действительно некий сплав, джазовый такой - когда техник много. Но это точно не самое главное! Когда Быков в своей статье пытается меня уколоть и объяснить мне, что вот я всего намешал, а ничего не получилось, продукт загублен и никто ничего не купил, то я говорю, что все-таки купили за два месяца в 10 раз больше, чем он предсказал, а к тому же эта смесь - не самое важное. Это номер четыре, а не один и не два┘

А есть еще и объяснение номер пять: неплохой маркетинг - с точки зрения того, что вообще можно сделать с книгой.

- Вы сами занимались раскруткой книги - как рекламщик?

- Раскрутка была профессиональной и грамотной, но не особо активной и, что самое главное, безденежной. На mail.ru реклама была в рамках информационного спонсорства, сайт, который мы специально сделали, тоже почти ничего не стоит. Но, согласитесь, было бы странно, если бы я - президент крупнейшего интернет-рекламного агентства, не сделал сайт для своей книжки?

Еще было напечатано 150 книг для рассылки. Миша Котомин придумал отправить книгу в качестве подарка в 50-70 редакций и отдельным людям. Дальше кто-то написал сразу, кто-то позже, кто-то вовсе не написал.

- Где больше продается, в Москве или в регионах? И кто основной читатель книги?

- В Москве - процентов 40 продаж, в регионах она тоже отлично идет, мой знакомый видел недавно книгу на Брайтон-Бич: в книжном магазинчике она выложена┘ А читают, по моим представлениям, "белые воротнички", интеллигенция и студенты (кстати, это видно по ЖЖ).

- При этом в книге описана совершенно иная реальность, нежели, скажем так, привычная для большинства населения страны.

- В советское время в "Клубе кинопутешествий" нам рассказывали про другую совершенно реальность, но это не значит, что она была неинтересна.

- На этом, кстати, основан успех Оксаны Робски.

- Да, когда приоткрывают занавес, а там что-то неизведанное┘ Я занавес никакой не приоткрываю, я пишу о том, что близко и знакомо мне в моей тусовке. Но тем не менее чужеродность интерьеров может возбудить любопытство. Робски тоже пишет явно не про нас, но книжка ее цепляет.

- Вы говорите, от вас требуют следующей книги. Будет продолжение или нечто новое?

- Скорее всего будет другая книга с теми же героями. Не хочется писать продолжение, "Одиночество-13".

- Не логично ли предположить, что герои будут действовать в каком-то возможном ближайшем будущем?

- Нет ответа на этот вопрос. Я предполагаю, что они постареют года на три, потому что с тех пор, как я начал все это придумывать, прошло три с половиной года. Переводить действие в ближнее будущее мне не хочется, это будет фантастика, которой я совсем не хочу. Хотя я не исключаю элементов сюрреализма. Наверное, появятся какие-то куски приквела, потому что приквел, на мой взгляд, вообще интересней, чем сиквел. Но в приквеле не может быть слишком ярких и глобальных историй, иначе непонятно, почему они не появились в первой книге. Могут еще быть тайны и какие-то непонятные, неразъясненные вещи.

- В конце "Одиночества-12" герои в довольно плачевном положении оказываются...

- Финал у меня вообще не самый яркий, точнее, очень плохо прописанный. И у многих такое ощущение: недосказанности, недоделанности, обрывочности. Но к финалу ведь надо привести героев┘ И сейчас я пишу какие-то наброски, отрывки, фрагменты, пытаюсь построить фабулу, продумать финал уже новой книги. С первой было проще: я писал, ни о чем таком не думая.

- То есть сейчас, получается, это познание успеха в случае с "Одиночеством-12" начинает давить на концепцию второй книги?

- Еще как! Но интонация, аура - а это, я считаю, самое главное - никаким схемам не поддается. Ее толком не пропишешь. Даже самый тонкий и внимательный критик интонационные оттенки выявит с трудом. В общем, я не очень волнуюсь. Хотя риск остаться автором одной книги немного давит. Если первая книжка совсем дерьмо, то вторую написать легче! Если не совсем дерьмо, то ты можешь "спекулировать" второй книжкой - чтобы не ухудшить результат, но и не слишком сильно улучшить┘ Я не знаю, какая разница между "Статским советником" и любой другой книгой Акунина про Фандорина. Она, конечно, есть, но я не знаю, кем надо быть, чтобы ее заметить. Не случайно, кстати, у Акунина появляются все новые проекты: ему тоже хочется уйти от схемы. Но сам формат детектива очень жесткий и не дает свободы. У меня детективная составляющая, я очень надеюсь, является не самой значимой. Она, конечно, будет, почему бы и нет, но есть у меня такие куски, где сюжет как бы и не движется, например вставная новелла средневековая┘ Но я не буду развивать детективную тему. Просто попробую написать, потому что это интересно. К тому же, с точки зрения современных издателей, писатель ты или нет, покажет именно вторая книга!

- Вы книгу писали несколько лет. Как это было?

- Если быть точным, история выглядит так. Я начал писать книгу 1-2 мая 2002 года. И к ноябрю у меня было написано 17-20 глав. А началось, как это бывает, с тяжелейшего похмелья! И с того, что в моей собственной квартире мент тыкал мне с утра дулом автомата в живот. Собственно, эта история описана в книге. Дело в том, что человек, с которым мы пили (полузнакомый, он выведен там под именем Старикова), под утро, часов в 8 утра, когда я уже спал, сел на такую хитрую измену: решил, что я взял его в заложники! В общем, он вышел на лестничную клетку, стал ломиться к соседям, кричать, что его взяли в заложники, они вызвали милицию, которая приехала, а я в это время спал. Менты разобрались, поздравили меня с праздником и уехали. Но когда будит тебя мент с автоматом - это странно, не каждый день бывает! И я решил это записать. Тогда я еще не вел ЖЖ, а вел бы - может, написал бы там и забыл. Но записанная тогда история показалась мне совершенно неинтересной. Литературной ценности не представляющей. Тогда я решил ее "усилить". Не просто, например, просыпаешься, а там еще и собутыльник с отрезанной головой лежит┘ Словом, я начал записывать какие-то истории, появились связки, герои нарисовались, и я дико прикололся. Очень весело оказалось писать, придумывать все это, Древний Египет откуда-то взялся┘ Ну и некоторым моим друзьям все это понравилось. А некоторые, наоборот, говорили: что это за язык, что за стиль? Так писать нельзя и т.д. И вот в районе 30-й главы, когда я уже окончательно завис, я начал переписывать начало. То есть я одновременно и писал продолжение, и переписывал. Через два года меня от этого стало тошнить. Текст-то длинный.

- Сокращать не пробовали?

- Пробовал. Но терялись звенья! Тем более что есть ритм, который интуитивно чувствуется, но словами не описывается и не формализуется. Мне мои издатели, когда увидели страшную третью часть, схематично очень обозначенную, тоже сначала сказали: сокращай и переписывай. Но дело в том, что они влюбились в книгу, прочитав первую и вторую части, не видя третьей. И я ее, правда, очень быстро переписал - с февраля по апрель этого года, и все стало на свои места.

- Финал был ведь другой?

- Был эпилог, они его выкинули, и я до сих пор считаю - зря! Но мы его выложили на сайте - теперь все могут прочитать. А так ритмически было бы лучше, к тому же там хоть как-то прописывалась сюжетная линия. Например, такой персонаж, как Финдиректриса в рамках книги исчезает вообще в никуда, а в эпилоге она есть. Но эпилог был беспощадно выкинут, а я был вынужден с этим согласиться┘ Вообще иметь дело с такого размера текстом неопытному писателю очень тяжело.

- Насколько вы совпадаете с главным героем, Иосифом? Не задавали вам таких вопросов, например, в связи с темой наркотиков?

- Процент совпадения очень трудно обозначить мне самому. Калипсол я употреблял несколько раз, но очень давно, и никогда ни на чем не "сидел".

- Почему, кстати, вы выбрали название "калипсол". Кетамин (что то же самое) вроде более "раскручен" был в СМИ некоторое время назад в связи с делами ветеринарных врачей?

- Да, это более правильное, химическое название, а "калипсол" - трейдмарк. Но это и проекция на "Одиссею", на Калипсо, на забвение, да и вообще звучит лучше. И под этим названием его, кстати, давно на рынке нет┘ А что касается совпадений, то не мне их замечать, а, наверное, друзьям. Насколько Пьер Безухов - это Толстой? В какой степени Онегин - Пушкин? В какой-то - конечно. Но я решил, что литературные игры тут неуместны, и поэтому реальные люди в книге действуют под своими именами. А вымышленные - под вымышленными. Если же это Антон Носик, то его в книге так и зовут. У Пушкина ведь так же: есть и реальные люди, и названия реальных ресторанов┘

- "К Talon помчался, он уверен, что там уж ждет его Каверин┘"

- Вот-вот. С одной стороны, когда я пишу про древних египтян, мне кажется, что я прямо вижу, как это происходило тогда, до мельчайших подробностей. Есть у меня такое свойство. Но проверить это невозможно. И поэтому, с другой стороны, если я описываю что-то, что можно проверить, узнать, это абсолютно честно и достоверно.

- Но всемирного заговора хатов таки не существует?

- Я про хатов все точно знаю. Они существуют, и еще как! Хаты - люди с отрицательной биоэнергетикой - неприятные, злые, аморальные, точнее, внеморальные. И они друг с другом договариваются лучше, чем с нормальными людьми. Этот простой факт немедленно создает из них некоторое коммьюнити. Но коммьюнити, не оформленное в виде каких-то там официальных заговоров или сект. Но тем не менее это коммьюнити позволяет захватывать какие-то рычаги управления.

- И чего делать?

- Сопротивляться. В странах с более традиционным демократическим устройством сопротивление дает свои плоды. А в странах аристократических власть наследуется, что тоже защищает ее от захвата, то есть общество выдвигает какие-то способы борьбы. Наиболее беззащитно в этом смысле общество новое или недавно построенное, перевернутое с ног на голову, каковым является бедная новая Россия.

- Ваши герои, они же как раз из этого перевернутого общества - из России 90-х. Но живут они по законам добра, дружбы, правды. Чем и симпатичны.

- Ну это же обычные принципы. И это, например, Саша Иванов и считает ключом к книге. Эту интонацию: есть добро и зло, есть вокруг нормальные люди, нормальные ценности. И деньги, кстати, не такую уж большую роль играют в этой истории.

- Ну не скажите, одни только перемещения героев в пространстве требуют серьезных вложений.

- А там - в рамках того, что я писал честно, - обозначены все источники дохода, все расходы. Я очень тщательно слежу за деталями. Если герои куда-то летят, то неплохо бы знать, куда, как и на какие средства. То есть я стараюсь очень щепетильно относиться к расписаниям поездов, источникам финансирования, одежде, антуражу, крупным планам┘

- Кстати, никто не планирует снимать по книге фильма?

- Сейчас идут переговоры о покупке авторских прав и о возможной концепции экранизации. Предложение исходит от одного известного нашего режиссера. Он же, собственно, и продюсер.

- Думаю, и фильм снимут, и "на языки" переведут. Но будут ли помнить книгу спустя годы?

- Мой роман - не энциклопедия русской жизни. Думаю, что через год про него все забудут. Ну и слава богу! Я же не писал его для вечности. И не имел в виду бессмертие - ни в метафизической, ни в литературной, ни в какой иной форме. Я писал и пишу просто потому, что меня это прикалывает. Интересно создавать новую реальность и делиться мыслями, которые вдруг появились. Но стремиться к монументальности - это верная гарантия ее не получить. Мой мотив не деньги и не слава. Я человек, который выпиливает лобзиком для удовольствия. Или выжигает по дереву. Ну а слава, оказывается, не радикально меняет жизнь. Люди, которые ее ищут, просто сами не знают, какой бессмысленной слава оказывается, когда она приходит. Деньги - и то лучше. Они хоть конвертируются во что-то приятное. Но самое главное в литературе - кайф от того, что получается. Если, конечно, получается┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
510
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
501
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
433
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
582

Другие новости