0
1204
Газета Факты, события Интернет-версия

08.09.2005 00:00:00

История - только формат

Тэги: иванов, золото бунта, писатель, выставка


- Ваш новый роман еще не дошел до широкого читателя, но критика уже пророчит ему славу натурального национального бестселлера. Как вы, чья первая повесть вышла еще в 1990 году в "Уральском следопыте", чей роман "Сердце Пармы" выкинули в свое время из Букеровского списка, то есть, в общем, писатель со стажем, вообще относитесь к успеху-неуспеху у читателей и критики?

- В этом вопросе у меня традиционная ориентация: успеху радуюсь, неуспеху огорчаюсь. Без различия заслуженности - незаслуженности и объективности-необъективности. Впрочем, сейчас понятия "успех-неуспех" так виртуализировались, что остается определять успех и неуспех лишь интуитивно. Безусловный объективный успех - когда твою книжку читают в метро. Но в моем городе метро нет. Приходится доверять мнению критиков. Я доверяю. Существует лишь два нюанса, когда доверие исчезает.

Первый - когда я вижу, что критик книгу не прочитал. Бывает такое. Все-таки я автор и могу определить, в курсе ли критик, кто дергал кошку за хвост, а кто перевел старушку через перекресток. А второй нюанс - когда отзыв искажен рефлексией критика, которая не мотивирована характером произведения. Например (на тему успеха), в одном местном издании я прочитал про себя: "У Иванова есть все внешние признаки успеха". Подтекст этой фразы - "признаки есть, а успеха нет". Я, обидевшись, полез в семантику: "На кухне мы видим все внешние признаки табуретки". А табуретки, значит, там все-таки нету? Или для наличия табуретки на кухне нужны еще какие-то внутренние признаки ее наличия? Если бы этот критик написал: "Иванов - мыльный пузырь, и он мигом сдуется до нуля, когда в него перестанет дуть столица", я бы разозлился, но понял пафос. А вот такая закамуфлированная форма (закамуфлированная даже подсознательно) - это фига в кармане, и подобная критика мне оказывается интересной только с точки зрения энтомологии, пусть даже отзыв и "хвалебный".

- Вы описываете места, которые хорошо знаете. А люди, герои? Насколько, на ваш взгляд, отличался человек минувших веков от нашего современника (в мотивах, поведении и т.п.). Или не меняются человек и человечество во времени?

- Я не знаю, насколько мы нынешние отличаемся от нас прошлых. Здорово, наверное, отличаемся. Хотя, с другой стороны, - вряд ли, потому что иначе мы не сохранили бы национальной самоидентичности. Но это не мой вопрос. Точнее, не мой ракурс этого вопроса. Я не пишу романов "про историю", про то, "как это было". Я беру некий историко-культурный феномен - княжество Пермь Великая в "Сердце Пармы" или сплав "железных караванов" в "Золоте бунта" - и использую его как формат для тех мыслей, которые актуальны именно для меня и именно сейчас. Для меня максимальная историческая достоверность - это четкая определенность формата, а не самоцель. Знание истории, следование магистральной линии реально случившихся событий - это просто добросовестность писателя. Я на полную катушку использую исторические источники, но не являюсь беллетризатором учебников истории. Повторю: история - только формат. "Достоверные" исторические романы пусть пишут обладатели машины времени.

- Местные, устаревшие, диалектные словечки у вас в изобилии. Какие-то наверняка вы сами придумали. И читатели, мне кажется, делятся здесь на тех, кому трудно, невыносимо сквозь этот язык продираться, и тех, для кого это необходимый элемент - как какой-нибудь придуманный язык, к примеру, в фэнтези. Вы, как писатель, этими архаизмами и сленгом какую задачу решаете?

- Я не формулирую каких-либо определенных задач, которые потом адекватно решаю средствами языка. Грешен - не дотягиваю до "Word"а". Я поступаю по старинке - по наитию. Мне кажется, что нужно так, а не иначе, и я так и делаю. Впрочем, на основе сделанного уже можно попытаться выяснить и побуждения.

Мы, конечно, живем в причинно-следственном мире, но хитрость в том, что в жизни причин для следствия всегда больше, чем можно объяснить или хотя бы перечислить. Чтобы обозначить весь комплекс этих мотивов, в произведении создается атмосфера действия. Воспринимая эту атмосферу чувственно, реципиент (ну, читатель, если по-русски) понимает причины действий уже невербально, без слов. А лексика - один из способов создания атмосферы. Лексика и - опосредованно - фонетика. Иная лексика, иной контекст позволяет дистанцировать наше время от романно-исторического, позволяет избежать слепого наложения современных схем на былые обстоятельства. Мне, к примеру, кажется нелепым, когда воинов Македонского на канале "Discovery" называют солдатами. Они не солдаты, они - именно воины. Здесь разница в оттенках смысла. Но я не кинорежиссер, у меня нет видеоряда, какой есть у "Discovery". Мне приходится эту разницу подчеркивать использованием другого слова. Парадоксальным образом получается, что, затемняя лексику, проявляешь смысл. Все эти старинные и диалектные слова, кажущиеся непонятными, семантически и даже как-то генетически все равно ясны. К тому же они еще и органичны контексту.

В конце концов, роман - это не великосветский бильярд, где сначала объяснят правила, а потом дадут кий и выкатят шары. Добротный русский роман - он как приватизация, где сначала объявляют старт, а куда бежать - не говорят. Нечестно, конечно, но никто не обещал гуманности экономических или эстетических законов. Разница лишь в том, что чтение - дело добровольное.

- Язык ваших сплавщиков в "Золоте бунта", кстати, достаточно целомудрен. Там мелькают, конечно, пару раз нехорошие слова. Но они что же - не матерились?

- Хе-хе! Конечно, матерились. Вот пример: в XVII веке (то есть за сто лет до времени событий моего романа) тобольский воевода разослал своим дьякам и целовальникам письмо, в котором рассказал, что во сне ему явилась Богородица и попросила принять какие-нибудь меры против матерщины в народе. В связи с этим богобоязненный воевода наложил штраф на всех матерщинников. Штраф, понятно, шел прямиком в карман воеводе. Такой вот самопальный налог на мат - совмещение роста культуры речи с ростом личного благосостояния. Следовательно, в те времена ругались так, что, в общем, можно было здорово разбогатеть, если всякий раз за "б┘ь" брать по копейке.

Но мне незачем было вводить в речь своих героев столь оголтелую экспрессию. Во-первых, в книге она все равно режет глаз, пусть даже мы и привыкли рефлекторно смаргивать. А во-вторых, мне не нравится педалированный этнографизм и скрупулезный историзм, да еще когда они утяжелены бытописательством.

- Если говорить о тематике и времени "Сердца Пармы", то столкновение русских и жителей нынешнего Пермского края, Прикамья, - оно ведь оставило некий неявный след в русской культуре, скажем, в фольклоре? То есть это было скорее взаимопроникновение, а не покорение. Вы как считаете?

- Считаю точно так же, но более рьяно. Покорения не было, был синтез, при котором местная культура ушла "в подсознание" локального варианта русской культуры. Скажем, в Перми есть знаменитая коллекция "Пермских богов" - деревянных статуй Христа, вырезанных местными мастерами. Художественная значимость этого искусства настолько велика, что, когда в 70-х годах в столицах экспонировалась "Мона Лиза", в Лувре "залогом" стояли четыре пермских Иисуса. Но в православии запрещено изображать святых в пластической форме - в частности, круглой скульптурой. Откуда же церковная легитимность "Пермских богов"? Упрощенно говоря, из язычества. Пермяки так привыкли молиться деревянным идолам, что церковь была вынуждена дозволить Пермской епархии иметь в храмах, в общем, идолов Христа - статуи.

Другой пример - фольклорный. Баба-яга. Она появилась в русских сказках в XV веке, то есть во время государственной экспансии Руси на Урал. А на Урале жили финно-угры, молившиеся своей Золотой Бабе. Языческий идол нес русским смерть. Но Золотая Баба имелась в одном экземпляре. Обычная же и повсеместная обрядовая практика была такова: в глухом лесу на тайной поляне стоял священный амбарчик - "сомъях", а на русский манер - "чамья". Амбарчик ставили на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь (так охотники и сейчас ставят свои амбары на заимках). В амбарчике лежала деревянная кукла - "иттарма", вместилище души предка. Кукла была одета, разумеется, в национальную одежду - например, в шубу-ягу. Поляну окружал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесенных в жертву предку. В сознании русских представление о финно-угорском обряде наложилось на представление о гибельной Золотой Бабе, и в "сниженном", "просторечном" бытовании по принципу "глухих телефонов" сформировался образ Бабы-яги, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках и так далее. Это примеры слияния культур.

В моем романе "Золото бунта", кстати, тоже есть подобные образцы. Например, известный по сказам Бажова олень Серебряное Копытце. В этом русском образе воплотилось финно-угорское представление о Великом Лосе, который несет на рогах солнце. Финно-угры не могли допустить, чтобы их священный зверь коснулся ногами грешной земли, а потому в святилищах подкладывали под копыта Лосю драгоценные блюда. Блюда выменивали у булгар на меха. Блюда происходили из Персии, Ирана. Известная коллекция иранского серебра из Эрмитажа больше чем наполовину составлена из находок в Пермской губернии. От этих серебряных блюд и стали серебряными копыта бажовского оленя. Его, кстати, можно увидеть в произведениях Пермского звериного стиля V-XV веков. Вряд ли Бажов интересовался Пермским звериным стилем, но и в преданиях русских горняков, пересказанных Бажовым, и в древней медной пластике аборигенов отразился общий архетип. В региональных научных изданиях я опубликовал статью, посвященную сравнению персонажей сказов Бажова с персонажами звериного стиля. Слияние разных культур было весьма глубоким, и культурная самобытность Урала - свидетельство культурного синтеза, а не провинциальной вульгаризации.

- К "Золоту бунта" - эпиграф из Матфея: "Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди". И герой - может, даже вынужденно - идет по воде, по этой реке теснин, попутно осуществляя на самом деле свой личный духовный подвиг, спасая душу. Для вас, как я понимаю, важна эта духовная, этическая сторона романа (и не только его - вообще писательского высказывания)?

- Важна. Сказывается, блин, проклятое советское воспитание. Но я не склонен устраивать в произведении иерархию: мораль - во главе угла, язык - "на подхвате". На мой взгляд, в романе это вещи равнозначные: и то, ЧТО говорится, и то, КАК это делается. Я вообще не вижу оправдания подобному разделению на речь и смысл. Мне кажется, что хороший литературный язык сам по себе содержит смысл. Правда, примеров, что хороший смысл озвучен бездарно, - пруд пруди.

- Действие "Золота бунта" происходит в тех же местах, что и в "Сердце Пармы", конкретно - на реке Чусовой (Чусва из "Сердца Пармы" - ведь она же?), только почти три века спустя. Дальнейшая история этих мест найдет отражение в вашей прозе?

- Не знаю. Как получится. Есть ведь риск и заколебать всех этим самым "пермским ландшафтом" до полного отторжения. У меня готов большой историко-культурологический текст про феномен уральской "горнозаводской цивилизации" и реку Чусовую, но он, разумеется, предназначен лишь для любителей истории и географии.

- Когда я читал "Парму" и "Теснины", возникали ассоциации с советским авантюрным боевиком вроде фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих". Тоже - золото, реки, леса, горы и крутые парни, правда, без пулеметов и наганов. Вы атмосферу не оттуда почерпнули?

- Так я и признался в заимствовании - ждите!.. В детстве я как-то "пролетел" мимо советских "таежных блокбастеров" - не смотрел "Своего┘", не смотрел "Пропавшую экспедицию", "Золотую речку", "Злого духа Ямбуя" и тому подобное. Знаю их только по рассказам приятелей. Можете не верить, но это так.

- Ну почему же, верю: это же личное впечатление мое, а я как раз в детстве эти фильмы смотрел┘ А вот название "Золото бунта", как я знаю, издательское. "Сердце Пармы" - тоже не ваше, у вас было изначально "Чердынь - княгиня гор". Насколько вы позволяете вторгаться издателям в ваш текст?

- По словам моих знакомых, вопрос о вторжении издателей в текст стоит следующим образом: "или мы вторгаемся насколько сочтем нужным, или скатертью дорога". К счастью, со мной нигде ничего подобного не случалось. Вторжения были, и существенные, но они всегда были аргументированы и согласованы со мной (или же от меня был получен карт-бланш на купюры и перестановки).

Да, "Сердце Пармы" - не мое название. Оно мне не нравится. Я говорил, что такое название - помесь "Пармской обители" и "Сердца Бонивура". Мне вообще не нравятся "анатомические" названия. Они, мне кажется, лучше подходят для произведений не совсем моего профиля - "Голова профессора Доуэля", "Лучшие попки пляжа" и т.п. Но меня в издательстве "Пальмира" не послушали - и оказались правы. Название "прижилось". Так что я доверяю вкусу и чувству меры тех издателей, которым нравятся мои опусы. Блестящий урок дал мне редактор Олег Дарк, сокративший изначальный вариант "Сердца Пармы" так, что даже я - автор! - не везде находил "швы". А издательство "Азбука" вообще представляет мои тексты в "аутентичном" виде. И название "Золото бунта" придумал я сам, так что все камни - в мой огород.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
512
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
504
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
435
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
582

Другие новости