0
1085
Газета Факты, события Интернет-версия

27.10.2005 00:00:00

"Тексты провоцируют действительность"

Тэги: доренко, писатель, 2008, прогноз


Около недели в книжных магазинах Москвы продается книга Сергея Доренко "2008", вышедшая в издательстве "Ad Marginem". Бывший телеведущий написал роман о недалеком будущем. В романе, действие которого происходит в январе - начале февраля 2008 года, фигурируют реальные политики и общественные деятели из настоящего, выведенные под своими именами.

Среди персонажей - Владимир Путин, Игорь Сечин, Николай Патрушев, Владислав Сурков, Дмитрий Козак, Борис Березовский, Александр Дугин, Эдуард Лимонов и т.д. Жанр этого довольно смешного романа, с сатирическими, а иногда и весьма ядовитыми характеристиками героев, можно назвать политической фантастикой. Или - утопией в классическом смысле слова. То есть авторским представлением о грядущем политическом и социальном переустройстве.

Правда, Доренко в своей утопии (или антиутопии) доходит лишь до самого момента кризиса власти в России, а что дальше - неизвестно. Это зависит, видимо, от того, взорвут или нет террористы захваченную (по сюжету) атомную станцию, прилетят или нет американские самолеты, изменится или нет направление ветра и т.д. То есть будущее в любом случае остается туманным, но наибольшую заботу о нем в книге Доренко все равно проявляет главное действующее лицо - президент Путин. В 2008 году он озабочен проблемой физического (а не политического) долголетия, практикует даосизм и тайно отправляется в Китай к учителю - чтобы преодолеть катастрофические для него предсказания вызванного во время даосского обряда "судьи ада", Начальника Пятой канцелярии Яньло-вана... Действие романа разворачивается на фоне политической игры вокруг предстоящих президентских выборов, интриг спецслужб, кремлевских царедворцев и т.д.

Знаменателен сам факт обращения к жанру утопии экс-ведущего несуществующего уже канала ОРТ, ветерана информационных войн и предвыборных кампаний, а ныне - активиста КПРФ. Пик увлечения социально-политической футурологией прошел в нашей литературе в середине 1990-х, но наши представления о будущем, конечно, не перестали на это будущее влиять. В этой связи мы попросили писателей, отдавших дань этому жанру, рассказать о своем сегодняшнем отношении к утопиям, антиутопиям и литературным прогнозам.

Василий Аксенов:

- В этом жанре после крушения нашей реальной утопии братья-писатели очень здорово поплясали. В 90-х прошла целая волна всяческих дистопий, то есть отрицательных утопий, как совершенно естественная реакция на соцреалистический поток, и это вполне нормально для состояния общества той поры. Мой "Остров Крым" возник в сердцевине соцреализма, но он ему возражал путем создания такой мнимой реальности, с множеством деталей, что и было в содержании самого термина "утопия": именно остров, как он и был задуман Томасом Мором. Перерезали перешеек, и получился утопический Остров Крым, где все шло в духе нашей всеобщей мечты об иной России, где все цветет, где любовь, юность, авантюра и все возможно. А завершается все дистопическим концом: развязка трагическая, и утопия рушится. Это в книге. Но известно, что литература какими-то подспудными путями влияет на состояние последующего мира. И мне многие люди в новой уже России говорили, что их посещает иногда ощущение, что они находятся на Острове Крым. Можете представить?

А про роман Доренко не могу ничего сказать. Срок-то уж больно маленький. Все-таки осталось всего три года до 2008 года. Это, может быть, очень хороший и талантливый роман, но скорее - памфлет.

Владимир Войнович:

- Когда я писал "Москву 2042", мне было совершенно все равно: утопия это или антиутопия. А приятель мой, писатель Камил Икрамов, сказал, что это антиантиутопия. И я в свое время написал: надеюсь, это не сбудется. Но все пишут такие вещи с разными целями. Я писал как сатиру, как пародию на то, что я видел, не собираясь угадывать, что будет. Я вообще не мистик. Но вижу, что литература сбывается.

О романе Доренко я судить не могу, но, может быть, это не столько литература, сколько такой игровой политический анализ. Для меня же было важно создание полноценных художественных образов, и отчасти я тоже отталкивался от реальности. Но когда говорят, что я списал Сим Симыча Карнавалова с Солженицына, я это отрицаю. Конечно, я взял какие-то его черты, элемент пародии на Солженицына там есть, но я имел в виду вообще тип такого бунтаря, каким он был тогда. Такой образ, который встречается в российской жизни, но, может, не часто. Протопоп Аввакум, Чернышевский, Бакунин, может быть, Ленин┘

Впрочем, я действительно пытался заглянуть немножко и в будущее. Существовал коммунистический режим, и хотелось представить, куда он может зайти, если не рухнет. Поэтому у меня и получилось слияние религии с государством (кстати, в "Москве 2042" тоже эликсир молодости присутствует), и потому же Гениалиссимус в будущем у меня - выходец из КГБ. Случайно еще совпало, что он был резидентом немецкой разведки и говорит свободно по-немецки. Но ведь в 1980-х, когда я писал, я видел просто очевидную тенденцию в политике: выходцы из КГБ и действующие высокие чины КГБ играли все большую роль в советской политике, занимали крупные посты или работали какими-нибудь консультантами при больших начальниках. Потому что они были лучше образованы, знали жизнь, были более циничны и меньше всего цеплялись за доктрину марксизма.

Александр Кабаков:

- Я думаю, что всю вторую половину 90-х и в начале нового столетия интерес к антиутопии, естественно, снижался в силу того, что читательская аудитория перестала ждать катастрофы. Ожидание катастрофы и порождает утопию или антиутопию. В обозримом будущем интерес снова начнет возрастать, потому что долгий период стабильности неизбежно в сознании многих людей заканчивается каким-то катаклизмом. И люди, и литература будут искать ответа на вопросы: что будет и чем сердце успокоится? И странно было бы заявить, что я не верю в такие прогнозы, потому что многое из того, что я придумал в "Невозвращенце", сбывалось в течение пяти лет. Это был прогноз на основе наблюдательности: тенденции ведь видны, и человек наблюдательный может что-то прогнозировать. Но вообще говоря, тексты обладают и некоторым мистическим свойством - они провоцируют действительность. Я в это отчасти верю, хотя субъективно все авторы, думаю, пишут ужасы для того, чтобы они не осуществились. Я в свое время дал волю своим страхам и прогнозам в продолжении "Невозвращенца" - повести "Приговоренный". Там действие происходит в 2017 году, герой "Невозвращенца" стал стариком, за ту, прежнюю деятельность, ему присуждают Нобелевскую премию, и повесть есть история его поездки за премией. Но мой личный интерес на этом исчерпался, мне не очень интересно сейчас писать фантастику, если не считать сказок о современности. И такого интереса к антиутопии, как в начале 90-х годоФв, уже не будет. Что же касается Сергея Доренко, то это памятный многим своими манерами телеведущий, а не романист. Я его в качестве телеведущего и воспринимаю, и уже даже с напряжением (правда, без особого удивления) воспринимаю в качестве активного деятеля КПРФ, но уж никак не в качестве романиста.

Александр Проханов:

- Современные писатели все больше становятся жертвами виртуального, компьютерно-телевизионного опыта. Почти исчез тип писателя, который присутствовал бы на фронтах реальной войны и стал баталистом, писатель, который бы родился в деревне и писал о скорбях сегодняшнего крестьянства┘ Как все наши люди, писатель оказывается во власти аудиовизуальной информации, разнообразных картинок... И этим опытом, который писатель черпает из того же телевидения, он обязан воспользоваться, трансформировать в некий исходный, первичный материал (хотя сам опыт - вторичный, третичный, недостоверный, сепарированный). И вот писатель начинает с этим опытом играть, обращаться беспощадно или бережно. А поскольку все эти телематериалы политизированы, они и заставляют писателя использовать жанр политической условности. То есть жанр утопии или антиутопии. Поэтому этот жанр чрезвычайно моден, его осваивают все, кому не лень. И ваш покорный слуга стал жертвой этого жанра (надеюсь, я привнес нечто новое в эстетику, связанную с этим виртуальным экстрактом). И, конечно, книга Сергея Доренко принадлежит к тому же разряду. Его антигерой, которого он так восхитительно и люто ненавидит - нынешний президент, - становится объектом его инфернальных фантазий. Он встречался, конечно, с Путиным, но он не может по-настоящему рассказать о его быте, укладе, о ситуациях, которые происходят с президентом в Кремле и вне Кремля. И поскольку Доренко революционер - красно-оранжевый или еще какой-то, он всю свою неприязнь к режиму Путина превращает в такой имитационный революционный роман, укладывающийся в жанр ультра-модернистской утопии, отражающей квант современной актуальной истории, но написанной в жанре абсолютной условности.

Один из способов, которым пользуется Доренко, - это превращение реальных прототипов в реальных героев, когда прототип в герое теряет много своих характеристических черт, но дает ему свои имя и, так сказать, паспортные данные. Поэтому там и Путин Владимир Владимирович фигурирует, и, например, мой друг, журналист и писатель Владислав Шурыгин, славный своими подвигами в 1993 году и у которого недавно вышла книга "Письма мертвого капитана". Доренко решил и его внести в свой фантасмагорический контекст, и Шурыгин в книге Доренко берет под контроль какие-то объекты в Москве: Кремль, ФСБ, "Детский мир"┘ Чем реальный Шурыгин несказанно горд!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1176
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
601
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3275
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2573

Другие новости