0
2427
Газета Факты, события Интернет-версия

16.08.2007 00:00:00

Чехов времен застоя

Тэги: вампилов


19 августа исполняется 70 лет со дня рождения Александра Вампилова (1937–1972) – драматурга, оказавшего на современный российский театр влияние не меньшее, чем Островский и Чехов. Смерть настигла 35-летнего драматурга в тот момент, когда, казалось, ему наконец-то улыбнулась удача, он был полон сил и творческих планов, благополучно складывалась личная жизнь. После несчастного случая стала набирать обороты посмертная слава Вампилова...

В преддверии юбилея мы обратились к российским писателям и драматургам с рядом вопросов:

1. Какое значение для вас имеет творчество Александра Вампилова?

2. Какие его пьесы сегодня наиболее актуальны?

3. Какое место занимает Вампилов в русской литературе?

Алексей Варламов

1–3. Когда думаешь о Вампилове, в самый первый момент приходят мысли не только о том, сколько и что он написал, но и о том, сколько замыслов с ним погибло. Конечно, на все божья воля, но и по-человечески, и по-читательски его жалко очень. Слава богу, за отведенные ему годы он написал хоть и немного, но точно уж томов премногих тяжелей. Пьесы Вампилова – тот самый случай, когда можно с уверенностью говорить о том, где и как проходит граница между временным, конъюнктурным и классическим, вечным. В Вампилове было нечто пророческое. Как – если говорить о его современниках – в Шукшине, тоже безвременно ушедшем, но успевшем больше. Вампилов не просто создал несколько превосходных пьес (из них я особенно люблю «Утиную охоту» и «Старшего сына»), он – угадал. Угадал, что с нами происходит, кто мы такие, откуда и куда идем. Примечательно, что ни ему, ни Шукшину советская цензура, соцреализм, в общем-то, не были помехой. Они их преодолели. Житейски не очень просто (Вампилов пробивался к зрителю с трудом), но творчески, авторски – легко. Ими, через них говорили народ, время, сущность. Такого не скажешь обо всех писателях, даже очень хороших. Много званых, но мало избранных. В литературе особенно. Вампилов был из избранных. Наверное, поэтому так рано и ушел.

Евгений Попов

1. Творчество Александра Вампилова имело для меня огромный смысл и расширило рамки представлений о современной русской литературе. Вампилов – это был такой экзотический писательский фрукт, дивным образом возросший на заснеженных сибирских полях. Вампилов весь был свобода. Он резко отличался от многих своих современников и коллег – так называемого сибирского писателя, воспевающего сибирскую удаль молодецкую, комсомольца, едущего «за туманом и запахом тайги», или «деревенщика», лукаво призывающего «искать корни» или «припасть к истокам» в стране, где лагерные вышки встречались чаще, чем телефонные будки, отчего многие обитатели Сибири долгие годы боялись знать имена своих предков: вдруг твой дедушка окажется колчаковским офицером или, не дай бог, расстрелянным священником. И одновременно Вампилов был далек от худосочной и выморочной столичной элитарности. Вампилов – подлинный сибирский европеец, величина мирового значения, соотносимая с Беккетом, Ионеско, английскими «рассерженными молодыми людьми». В современной русской литературе его круг – это Василий Шукшин, Василий Аксенов, Людмила Петрушевская. Мне отчаянно жаль, что я знал его так мало. Запомнилась летняя ночь в Красноярске, когда приезжая труппа младшего Товстоногова сдавала там местному худсовету «Прощание в июне». Долгое застолье с актерами, где блистал Эммануил Гедеонович Виторган, но главенствовал Вампилов, который, виртуозно употребляя ненормативную лексику, умолял актеров играть более тонко и деликатно, дабы высветить все нежные оттенки человеческих отношений героев пьесы. На рассвете я проводил его в гостиницу «Огни Енисея». Через месяц он погиб. Недоговорили.

2. «Прошлым летом в Чулимске» и особенно «Провинциальные анекдоты», где сюжеты прямо-таки из наших дней. Время «Утиной охоты», надеюсь, еще придет, после того как наше общество станет более стабильным, спокойным, богатым и скучным.

3. Пьесы Вампилова – настоящая литература, потому что их можно читать, как пьесы Гоголя, Чехова, Эрдмана. Язык этих пьес виртуозный и многоплановый, многоэтажный. Персонажи – типы эпохи.

Николай Коляда

1. Вампилова считаю своим учителем. Я начинал писать, когда его пьесы были на пике популярности, бегал пацаном на его спектакли. Помню постановку «Провинциального анекдота» с Табаковым. У моей первой пьесы «Дощатовские трагедии» даже был подзаголовок: «Подражание Вампилову в двух частях». 19 августа у меня в театре откроется новый проект «Театр-фойе». Предполагается, что зрители будут сидеть в фойе, среди сундуков и декораций, а актеры прочтут и разыграют три короткие пьесы Вампилова.

2. Наверное, «Прошлое лето в Чулимске», «Старший сын» (есть гениальный фильм по этой пьесе).

3. Вампилова ставили, ставят и будут ставить.

Нина Садур

1. Для меня Вампилов очень родной, особенно сейчас – в наше время вырождения, деградации и бездушия. Он как товарищ, друг. Мне нравятся его язык, его печаль.

2. «Утиная охота» и «Прощание в июне».

3. Вампилов для русской литературы имеет значение не меньшее, чем Чехов.

Юрий Арабов

1. В основном мое восприятие Вампилова носит ретроспективный характер. Это 70-е годы, когда я учился в институте. Во ВГИКе мы читали «Утиную охоту»┘ Вампилов прекрасно показал ситуацию тех времен. Это застой, безысходность, безвыходное положение интеллигенции. Впрочем, в России положение интеллигенции во все времена более или менее безысходно┘ А в «Утиной охоте» есть нечто вечное: русская тоска, неспособность тонко чувствующего человека изменить что-то в себе и в мире. И именно это роднит творчество Вампилова с русской классикой, делает его нетленным. Но сейчас театр обслуживает средний класс: для него что Чехов, что Вампилов – одно и то же. Если актеры не раздеваются на сцене, то смысла нет и смотреть. Поэтому сегодня для большинства такого рода зрителей пьесы Вампилова не имеют никакой цены.

2. Безусловно, «Утиная охота».

3. Я считаю, что Вампилов – наследник Чехова в особой ситуации 70-х. Это чеховские мотивы, опущенные в пошлый советский слой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
506
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
445
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
407
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
450

Другие новости