0
1838
Газета Факты, события Интернет-версия

20.08.2009 00:00:00

Кино поэта, стихи кинематографиста

Тэги: ольшванг, вечер, стихи


ольшванг, вечер, стихи Хельга Ольшванг – прекрасная калифорнийская гостья.
Фото автора

Хельга Ольшванг долгое время жила в Нью-Йорке, недавно перебралась в Калифорнию. Однако родилась она в Москве, здесь же выросла, окончила сценарный факультет ВГИКа (мастерскую Валентина Черныха и Людмилы Кожановой). В России вышли три ее поэтические книги: одна в Москве, две – в Санкт-Петербурге. Для нас, для россиян, – ее фильмы. Последний из них – он так и называется «Фильм о Анне Ахматовой» – вышел полгода назад. А что касается необычных имени и фамилии, то они унаследованы от шведских предков в третьем колене┘ Обо всем этом Хельга Ольшванг рассказала перед тем, как начать читать свои стихи в клубе «Улица ОГИ».

Активисты «Культурной инициативы», устроившие этот поэтический вечер, боялись, что из-за летнего межсезонья и поздней рекламы придет немного слушателей. Но боялись они зря – люди собрались. Помимо любителей послушать стихи пришли и собратья по перу – московские поэты Данила Давыдов и Андрей Чемоданов и даже Дмитрий Строцев из Минска. Пришли и коллеги по кинематографу.

Хельга Ольшванг читала стихи негромким, завораживающим голосом. Она как бы выключала эмоции, не стремилась делать акценты, тем самым заставляя слушателей уделять предельное внимание самим стихам – сочетаниям слов, их созвучиям, зримым образам. «Что может быть огромней и черней/ апрельской ночи, горестнее. Навзничь/ лежат дома у ног своих теней,/ и шелест пробирает ставни/┘Колышет облака полусырых/ пододеяльников, улыбки плоских маек,/ и каждая звезда, стекающая с них,/ так медленно летит./ И звякают в карманах-дворах собаки,/ будто медяки».

Кинематографическое образование заметно повлияло на поэзию Хельги Ольшванг. Ее стихи производят тот же эффект, что и просмотр фильма в духе «поэтического кинематографа». В Нью-Йорке поэтесса много занималась переводами. И это тоже нашло свое отражение в ее лирике. «Стеклянный, оловянный, деревянный,/ язык мой, враг мой, как тебя, родной,/ забыть, запомнить? Край обетованной/ пустыни обращается страной».

Вначале поэтесса прочла несколько стихов из ее уже вышедших книг, но вся вторая половина вечера была посвящена новым произведениям – тем, что только должны войти в сборник, над которым она работает в настоящий момент. Книга будет построена по кинематографическому принципу – в ней будет несколько героев, к которым периодически возвращается Хельга Ольшванг. Один из них – слепец. Из монологов слепого человека состоит поэма «Illa nocte», что по латыни означает «Этой ночью». «Я родился на мрак, не на свет./ Прояснится причина/ не теперь. Белоглазый мужчина – дурак – невидимка – младенец/ кого-то зовет». Стихи невероятно точно передают страх перед утратой зрения. Так точно может написать только человек, жизнь которого плотно связана с визуальным искусством.

После выступления в кулуарах Хельга Ольшванг немного рассказала о своем «Фильме о Анне Ахматовой», премьера которого состоялась в ЦДЛ и Доме кино, а потом был показ на телеканале «Культура». «Я попыталась сделать его как-то иначе в отличие от тех картин, что мне доводилось видеть. Он построен по законам античной трагедии, в которой обязательно должны быть хор, рассказчик, герой, определенные места действия┘ Я собрала довольно много хроники середины ХХ века – толпа, запечатленная на ней, играет в моей картине роль хора. Анатолий Найман, который хорошо знал Ахматову в последние семь лет ее жизни, выступает как рассказчик. Ну а герой – конечно, Анна Андреевна. Мне удалось найти немногочисленные ее съемки, а также записи ее голоса – все это вошло в картину. Она рассказывает о своей встрече с Модильяни, читает стихи┘»

Так, на сочетании и противопоставлении кино поэта и стихов кинематографиста прошел весь вечер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
727
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
870
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
719
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
841

Другие новости