0
2439
Газета Факты, события Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Гений на вершине

Тэги: маяковский, юбилей, классики xxi века, вечер


маяковский, юбилей, классики xxi века, вечер Леонид Кацис проясняет образ Царицы Субботы. Фото автора

120-летие со дня рождения Владимира Маяковского отмечено целым рядом значимых событий. Так, в ИМЛИ недавно прошла большая конференция, посвященная творчеству поэта. В стенах «Домика Чехова» сменяют друг друга связанные с Маяковским экспозиции. Посвящен юбиляру и специальный номер «Журнала Поэтов». На этом фоне логичным продолжением праздничных мероприятий стал очередной круглый стол, прошедший в литературном клубе «Классики XXI века».

Вечер вел Олег Лекманов, и первым, кого он пригласил на сцену, был Лев Аннинский. В своем докладе, названном «Маяковский – мой?», Аннинский рассказал об эволюции своего отношения к поэту. От ранних детских впечатлений, связанных с прослушиванием стихов Маяковского, до собственного открытия его творчества во время работы над книгой о русских поэтах Аннинский шел к постижению этого гения, хотя долгое время и не занимался Маяковским специально. «Там, где поэт говорит о счастье, – заключил Аннинский, – мне нечего делать. Но там, где он страдает, он близок мне».

Литературовед Андрей Россомахин, приехавший из Санкт-Петербурга, поделился размышлениями над изданием поэмы «Про это», вышедшим в 1923 году в оформлении Александра Родченко. Эта книга стала важной вехой в библиографии Маяковского, которая насчитывает 110 прижизненных изданий. Это был первый в отечественной полиграфии пример использования фотомонтажа в качестве книжной иллюстрации. Кроме того, поэтом здесь впервые была применена знаменитая «лесенка». Герои поэмы – сам Маяковский и Лиля Брик – были включены в фоторяд, что шокировало многих современников. Россомахин коснулся функций монтажа в эстетике 20-х годов прошлого века, в частности, снятия барьеров между искусством и не искусством. Завершил же свое выступление он рассказом о прозаическом аналоге поэмы Маяковского – книге Виктора Шкловского «Zoo, или Письма не о любви».

Леонид Кацис говорил о загадочном образе Царицы Субботы из поэмы «Флейта-позвоночник» и о связи с ним «собачьего» цикла Маяковского, в который входит это произведение. Упомянутый в поэме «новый Бялик» потребовал обширного комментария, который и был дан в докладе. В орбиту повествования оказались включены критик Виктор Буренин, поэт Хаим Бялик, а также автор другого «собачьего» цикла Леонид Андрусон.

Константин Кедров нарисовал в своем докладе образ Маяковского-футуриста. Футуризм был больше, чем литературное учение. Его представители думали, что открывают будущее, но Маяковский пришел в результате к истинно христианским ценностям, провозгласив мир, где победит любовь. В исторической перспективе, отметил Кедров, победил, однако, не футуризм, а классицизм в лице таких современных его представителей, как Александр Межиров, Борис Слуцкий, Давид Самойлов и, наконец, Иосиф Бродский, благодаря которому эта тенденция окончательно возобладала в умах любителей русской поэзии. Маяковский же остался вершинным гением, рядом с которым поставить некого.

Завершал вечер доклад Олега Лекманова, в котором был дан комментарий стихотворению Маяковского «Император», не входящему в канонический свод произведений поэта. Написанное в 1928 году стихотворение состоит из трех частей, различающихся временем действия и жанровой направленностью. Подробно рассмотрев исторические реалии, отраженные в стихотворении, и литературные реминисценции, Лекманов показал, как менялась у Маяковского трактовка гибели царя – от черновика к беловому варианту.

Во втором отделении, как это обычно бывает на круглых столах в «Классиках XXI века», стихи юбиляра читали современные поэты. Выступали Константин Кедров, Вячеслав Куприянов, Маргарита Аль, Амарсана Улзытуев, Виктор Коллегорский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
909
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1559
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1803
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1288

Другие новости