0
1327
Газета Здоровье Интернет-версия

25.08.2009 00:00:00

Страсть крепостью в сорок градусов

Тэги: алкоголизм, лечение


алкоголизм, лечение Пьяному не только море, но и Тверская по колено.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

В нашей стране, по данным Роспотребнадзора, сейчас 2,5 млн. алкоголиков. По некоторым сведениям, пьют 76% взрослого населения. Два человека из трех, не доживших до пенсионного возраста, были в момент смерти пьяными. Все принимавшиеся до сих пор меры оказались безрезультатными, признал президент РФ Дмитрий Медведев, назвавший алкоголизм национальным бедствием. Судя по всему, начинается новый этап борьбы с зеленым змием. О том, что можно сделать, чтобы хотя бы сократить масштабы бедствия, мы говорим с руководителем лаборатории патофизиологии Научного центра психического здоровья РАМН доктором медицинских наук Александром Балашовым.

Александр Михайлович, какие реальные шаги помогут уменьшить потребление алкоголя?

– Наскоком победить эту застарелую болезнь не удастся, но начинать надо немедленно, причем действовать сразу в нескольких направлениях. Поскольку проблема социальная, одновременно и взаимосвязанно должны приниматься меры регулирующего, запретительного, просветительского и медицинского характера. Но все они должны быть частью национальной концепции алкогольной политики, принятие которой является первоочередным делом. Рассчитывать на быстрый эффект не приходится. Прибегают к алкоголю по разным причинам. Традиционно используют его, чтобы расслабиться, для улучшения настроения, облегчения общения, ухода от тягостных переживаний. Человек, злоупотребляющий алкоголем, загоняет себя в ловушку: защищаясь от стресса, порождает его внутри себя, на уровне перестройки обмена веществ, постепенно разрушая свой организм и свою личность. Пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам связывают также с недавно открытым синдромом дефицита удовлетворенности.

Если человек отказывается от алкоголя, ему необходимо получить что-то взамен. Конечно, не другой химический агент. Речь идет прежде всего о возможности реализовать свои устремления, в том числе профессиональные, об обретении уверенности в завтрашнем дне. Все это моменты не медицинские.

А что касается медицинских аспектов, то, по моему мнению, следует подходить к проблеме дифференцированно, учитывая особенности различных групп населения.

Вы имеете в виду, что народы Севера и представители монголоидной расы менее устойчивы к алкоголю и более расположены к развитию алкоголизма?

– В силу ряда причин эволюционного характера в некоторых группах людей накапливаются определенные мутации. Иногда это имеет видимые проявления, как, к примеру, расовые и национальные отличия. Но иногда эти отличия не столь бросаются в глаза. У значительной части монголоидной расы фермент, участвующий в нейтрализации алкоголя и вырабатывающийся в основном в печени, недостаточно активен. Как следствие – накопление токсичных продуктов превращения этилового спирта, что и является причиной повышенной восприимчивости к алкогольным напиткам.

Кстати, подобный ген встречается не так уж редко и у представителей других групп людей. О его наличии у человека свидетельствует симптом покраснения лица и шеи вскоре после приема даже небольших доз алкоголя. Тем, у кого наблюдается подобная реакция, алкоголь категорически противопоказан.

По данным ученых Сибирского отделения РАН, уровень смертности от алкоголизма среди коренных малочисленных народов Севера в 16–20 раз превышает тот же показатель у других национальностей. Может быть, целесообразно ввести ограничения на продажу спиртного на Севере?

– Дифференцированный подход представляется совершенно оправданным и необходимым во многих областях жизни человека. В этой связи очевидно, что для наиболее уязвимых групп населения, к которым можно отнести не только подростков, молодежь, беременных женщин, но и некоторые национальные сообщества, в рамках общей концепции предпочтение может быть отдано ограничительным, а не просветительским мерам.

Справедливо ли распространенное мнение, что пиво менее вредно для здоровья, чем водка?

– Очередной миф. Полстакана водки наносят такой же ущерб здоровью, как и литр пива, поскольку содержат одинаковое количество алкоголя. К тому же употребление литра пива – дополнительная нагрузка на организм, в частности на сердце и почки, вынужденные справляться с большим объемом жидкости. Бороться с этим мифом можно с помощью введения универсальной единицы, указывающей абсолютное количество чистого спирта в напитке и показывающей, что алкоголь есть в любом алкогольном продукте.

Алкогольных мифов существует много. Не надо полагаться на них. Сегодня первоочередная задача – формирование национальной концепции алкогольной политики и изменение законодательной базы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
859
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1014
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
816
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
969

Другие новости