Газета Здоровье Интернет-версия

31.08.2011 00:00:00

Бомбоубежище для ВИЧ

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц - кандидат биологических наук.

Тэги: вич, лечение, вакцина

вич, лечение, вакцина Современные медицинские исследования – дорогое, но необходимое удовольствие.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Недавно было сообщено об удивительном случае излечения пациента, больного СПИДом. Ему пересадили костный мозг донора. Последний оказался резистентным к вирусу иммунодефицита. Эта уникальная особенность передалась и больному с геномом пересаженных клеток. Подобные феномены встречались и раньше, когда у людей с ВИЧ в крови тем не менее СПИД не развивается. Так, например, шимпанзе, которые, как предполагается в одной из гипотез, передали нашим предкам мутантную форму своего вируса иммунодефицита, сами обезьяньим СПИДом тоже не болеют┘

Вирус иммунодефицита по многим своим параметрам на протяжении вот уже почти 30 лет остается во многом загадкой для исследователей. Проблема в том, что он в силу своей чрезвычайно быстрой изменчивости легко уходит из-под контроля не только иммунных клеток, но и мощных химических «глушилок». Именно поэтому до сих пор безуспешными были попытки создания действенных и надежных вакцин против вируса, про который вроде бы известно все. В частности, про гликопротеин gp120 (белок с присоединенными к нему молекулами сахаров) вирусной оболочки, с помощью которого вирус «прицепляется» к поверхностным молекулам иммунных Т-лимфоцита и макрофага.

Казалось бы, бери белок и получай против него нейтрализующие антитела. Однако все далеко не так просто, поскольку получаемые антитела если и являются нейтрализующими, то в весьма слабой мере. Пару лет назад специалисты Исследовательского института, что в калифорнийском городе Ла-Джолла, сообщили в журнале Science, что им удалось получить первые два антитела РG 9 и 16 с относительно широким спектром действия. Теперь же, при анализе нейтрализующей активности 17 новых моноклональных антител, полученных от четырех ВИЧ-позитивных человек, специалисты института обнаружили еще одно антитело с весьма широкой нейтрализующей способностью.

Используя иной метод изоляции антител, ученые Исследовательского центра вакцин Национального института здоровья, что в вашингтонском пригороде Бетезда, нашли еще одно «многообещающее» антитело.

Об успехе свидетельствует тот факт, что новые антитела в 100 раз активнее нейтрализуют вирусные частицы, нежели те, что были выделены в 2009 году. Обнадеживает также и то, что полученные антительные белки распознают и новые участки изменившегося gp120. Поэтому ученые выражают надежду на довольно быстрое получение эффективной вакцины.

Правда, ложку дегтя добавили сотрудники Калифорнийского технологического института, что в лос-анджелесском пригороде Пасадене. Исследовательская группа работала под руководством нобелевского лауреата 1975 года Д.Балтимора, открывшего фермент раковых вирусов, который есть, кстати, и у ВИЧ. Ученые обнаружили не совсем приятную черту биологии вируса – он способен «прятаться» в клеточных убежищах. Для этого инфицированная клетка сближается со здоровой и передает ей ВИЧ. Таким образом, вирус оказывается в своеобразном «укрытии» – ученые назвали его heaven, – где и пребывает в течение длительного времени в латентном состоянии. Иммунные клетки не распознают подобные вирусные укрытия.

В дальнейшем, когда вирусные частицы в результате воздействия на них защитных антител или лекарств исчезнут, теоретически может хватить одного-единственного вируса, чтобы перезапустить весь процесс инфицирования заново. Теперь необходимо исследовать, как воздействовать на подобного рода клеточные резервуары.