0
1823
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.04.2001 00:00:00

Опасные галсы

Юрий Быстров

Об авторе: Юрий Александрович Быстров - заместитель председателя Совета по изучению производительных сил РАН, профессор Академии военных наук, вице-адмирал.

Тэги: подлодка, апл, оборона, безопасность


подлодка, апл, оборона, безопасность

МНОГИХ подводников, в том числе и меня, бывшего командира атомного ракетного подводного крейсера, очень беспокоит тяжелая обстановка, которая сложилась в последние годы в Мировом океане вследствие инцидентов с подводными лодками в подводном положении. Поэтому мне кажется уместным выразить признательность редакциям "Независимой газеты" и "Независимого военного обозрения", которые впервые опубликовали в открытой печати проект "Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод".

Практически все известные мне серьезные эксперты считают, что основными причинами непрекращающихся случаев столкновений атомных подводных лодок в подводном положении являются:

- продолжающееся сохранение общего конфронтационного курса, который с необъяснимым упорством проводится нынешним американским руководством;

- непродуктивность применительно к подводной среде Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним от 1972 г.;

- отсутствие единых международных правил, устанавливающих четкий порядок действий командиров подводных лодок различных стран по обеспечению безопасности их плавания и маневрирования в подводном положении в водах открытого моря.

Об инцидентах с подводными лодками, в том числе и о тех, которые становились известными всему миру, ни американцы, ни их союзники по НАТО не сообщали российской стороне никогда.

Даже то чудовищное происшествие, которое случилось в наших территориальных водах в феврале 1992 г., когда американская субмарина "Батон Руж", выполняя слежение за нашей АПЛ "К-276", в результате безграмотных маневров подставила себя под удар, от которого могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах нашей подводной лодки, из-за чего могли погибнуть оба корабля и произойти угрожающее радиоактивное заражение не только северных берегов России, но и всей Скандинавии, не вызвало на Западе ни одного слова протеста.

Ни на одной встрече с американцами вопросы об инцидентах с подводными лодками не поднимались. Довлели стереотипы прошлого.

Считалось, что разговор об инцидентах с подводными лодками в водах открытого моря повлечет за собой раскрытие районов и маршрутов боевого патрулирования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту, которые считались одной из главнейших государственных тайн. В те годы американцы охотились за нашими стратегическими ракетоносцами, мы - за американскими. Обе стороны были охвачены идеей достичь победы в военной конфронтации. Наша страна надорвалась в этой борьбе. Не выдержала навязанного ей состязания и тем самым загнала себя в тупик. Отказом рассматривать проект Соглашения, разработанного российской стороной, американцы уже который раз дают России понять, что в Белом доме считаться с мнением государства, потерявшего былую морскую мощь, не намерены.

Если США предпочитают игнорировать российские предложения о подписании Соглашения о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод, то, может быть, нам следует начать переговоры с США о модернизации действующего Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним, подписанного правительствами СССР и США в 1972 г.? И добиться распространения требований статьи VII этого документа - об обмене соответствующей информацией об инцидентах на море между кораблями и самолетами сторон - и на подводные лодки. В частности, в ходе подготовки к предстоящим в текущем году очередным консультациям делегаций России, США, Великобритании и Франции настоять на включении в повестку дня рассмотрение данного вопроса.

ОРИЕНТАЦИЯ И ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ

По мнению экспертов, занимавшихся расследованиями инцидентов с подводными лодками, практически все столкновения американских АПЛ с нашими подводными лодками происходили в результате отсутствия у их командиров объективной информации о пространственной ориентации своих субмарин относительно подводных лодок другой стороны. Это приводило к грубым ошибкам в выборе глубины погружения, курса, скорости и характера маневрирования кораблей, следствием которых являлись столкновения с объектами слежения.

За счет внедрения новейших научно-технических и технологических достижений в подводное кораблестроение значительно возросла скрытность действий подводных лодок. А тактико-технические характеристики гидроакустических комплексов (ГАК) - единственных средств освещения подводными лодками обстановки в подводном положении, несмотря на их постоянное совершенствование, остаются практически на прежнем уровне. Объясняется это тем, что эффективность комплексов зависит не только от их тактико-технических данных, она определяется также наличием в районе плавания и состоянием таких неподдающихся прогнозам гидрологических элементов, как направление и скорость глубинных течений, распределение по глубине температуры, солености воды и скорости распространения звука. Дальность действия ГАК зависит, кроме того, от взаимодействия атмосферы и гидросферы, химического состава и радиоактивности воды и от многих других пока еще необъяснимых факторов. Под их совокупным влиянием в подводной среде формируются горизонты гидрологического звукового скачка, зоны дальней гидроакустической освещенности, зоны тени, разнообразные температурные градиенты (положительные, отрицательные, изотермические) и другие явления, вызывающие непредвиденные преломления акустических лучей при переходе из одного слоя в другой, искажающие подлинную картину гидроакустической обстановки.

На дальность взаимного обнаружения подводных лодок влияют также их скорости хода, разнос по горизонтам глубин погружения, наличие (или отсутствие) между ними горизонтов температурного и звукового скачков, слоя гидрологического звукового канала и т.п.

Одним словом, средства освещения подводной обстановки современных атомных подводных лодок, несмотря на их высочайшую техническую оснащенность, не способны обеспечивать полноценное выполнение правила 5 МППСС-72, которое обязывает каждое судно вести постоянное надлежащее наблюдение, с тем чтобы полностью оценивать ситуацию и опасность столкновения. Непонимание этого обстоятельства является также одной из главных причин возникновения инцидентов подводных лодок в подводном положении.

ПРАВОВОЙ АНАРХИЗМ

Столкновениям подводных лодок способствует также излишняя самонадеянность командиров подводных лодок сторон, их низкая профессиональная подготовка, нерасчетливость, граничащая с безграмотностью, отсутствие должного опыта.

Эти выводы подтверждаются чрезвычайным происшествием, которое случилось 9 февраля 2001 г. в районе Гавайских островов, когда американская АПЛ "Гринвил" протаранила при всплытии японское судно. Оно через 10 мин. после удара затонуло на глубине 550 метров. Погибли 9 человек. Все случилось днем в простейших гидрометеорологических и навигационных условиях.

Для исключения подобных чрезвычайных ситуаций американским и российским подводникам нужны единые международные правила, устанавливающие четкий порядок действий командиров подводных лодок по обеспечению безопасности плавания и маневрирования в подводном положении, а также единое понимание их.

Перечень таких правил, как уже было сказано, российской стороной разработан и изложен в проекте Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок в подводном положении за пределами территориальных вод. Американская сторона знает о существовании этого документа. Представляется необходимым организовать изучение этих правил с командирами и экипажами подводных лодок сторон вначале в национальных центрах подготовки подводников, а затем для обмена опытом по мерам безопасности плавания в подводном положении - в одном из центров подготовки подводников США и России, по очереди.

В ходе совместного обучения можно было бы:

- делать поучительные правдивые разборы причин катастроф и аварий с подводными лодками;

- изучать международные правила, устанавливающие единый порядок действий командиров подводных лодок по обеспечению безопасности плавания в подводном положении;

- проводить групповые упражнения и тренировки с использованием международных таблиц условных сигналов, осуществлять отработку аварийных ситуаций на тренажерах и т.п.

Можно было бы после окончания совместного обучения вручать командирам подводных лодок специальные дипломы и знаки как специалистам, получившим единую международную профессиональную подготовку.

На наш взгляд, реализация указанных предложений могла бы стать реальным вкладом не только в обеспечение безопасности плавания АПЛ, но и в укрепление доверия между нашими странами в военной области, утверждение принципов глубокого взаимного уважения и взаимопонимания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
807
Байкал готовится к натиску туристов

Байкал готовится к натиску туристов

Владимир Полканов

Развитие инфраструктуры и контроль над потоками отдыхающих позволят обезопасить экосистему озера

0
1179
Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Елизавета Авдошина

В Москве готовится к открытию «Театр на Цветном»

0
1268
В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

НГ-Культура

0
1230

Другие новости