0
727
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.06.2004 00:00:00

Время собирать и продавать энергодома

Тэги: нефтяной дом, рао, энергетика


Тема корпоративного поведения в последнее время является крайне модной. Крупные монстры российской экономики, да и компании помельче, – все говорят о необходимости придерживаться этических основ ведения бизнеса, взаимоотношений с партнерами и акционерами┘ Большинство компаний разработало кодексы корпоративного поведения и заявило о том, что готово в своей деятельности строго придерживаться установленных правил. Кроме того, ФКЦБ и правительство РФ ввели своим решением Кодекс корпоративного поведения.

Одним из лидеров этого движения можно по праву назвать РАО «ЕЭС». В компании заявляют, что стремятся соответствовать мировым стандартам в этой области, быть прозрачными и этичными. Компания приняла Кодекс корпоративного поведения и этики, заявляя, что для РАО это особенно актуально, поскольку компания вступила в стадию реструктуризации. Процесс реформирования одной из крупнейших в мире энергокомпаний очень сложен не только технологически, но и с точки зрения интересов различных групп его участников – есть мажоритарные акционеры и различные группы миноритарных акционеров, имеющих свойственные каждой группе интересы. И, по словам руководителей РАО «ЕЭС», одна из основных задач кодекса – нахождение баланса интересов различных акционеров.

Есть на юго-западе Москвы здание под названием «Нефтяной дом», представляющее собой современный бизнес-центр категории «А». Высотное здание «Нефтяного дома» было построено в 1995 году на средства ведущих финансовых и нефтяных компаний России. Последние стали основными акционерами нового предприятия, в силу чего «Нефтяной дом» и получил свое название. В 1995 г., когда у предприятия появились арендаторы и возникла необходимость контролировать исполнение большого количества сложных, многоэтапных договоров, в бизнес-центре была создана современная система управления этими процессами. Все работы по ее освоению, да и множество других нововведений, предприятие вело собственными силами.

Подразделение ОАО «Нефтяной дом» оказывало услуги по сдаче в аренду офисных и складских площадей, проведению конференций, семинаров и выставок, корпоративных мероприятий. К 2000 году компанию «Нефтяной дом» вполне можно было считать предприятием среднего бизнеса: здесь работали более 400 человек, а загрузка бизнес-центра составляла около 92%.

В декабре 2000 года РАО «ЕЭС» приобрело контрольный пакет акций ОАО «Нефтяной дом». Тогда это мотивировалось стремлением экономить 500 млн. руб. ежегодных платежей за аренду 11 зданий компании.

Казалось бы, ОАО «Нефтяной дом», как записано в его уставе, должно и в дальнейшем эффективно работать, принося прибыль своим акционерам. Но, возможно, кое у кого было другое мнение.

РАО «ЕЭС» затеяло в здании глубокую модернизацию. Вроде бы дело благое, вот только, опять в нарушение договоренности аренды, финансирование этих строительных преобразований было возложено на «Нефтяной дом».

Желание сэкономить понятно, но не в ущерб же бизнесу и интересам партнеров по бизнес-центру! Как свидетельствует годовой отчет, прибыль предприятия в 2003 году уменьшилась на 38%, и это в период бурного роста на рынке недвижимости. Дело в том, что РАО, выплачивая арендную плату согласно договору, все коммунальные расходы взвалило на сам «Нефтяной дом». Это позволило снизить реальную величину арендной ставки почти втрое.

Недоуменные акционеры утверждают, что попытались обратиться к руководству компании за разъяснениями, но ответом стало прекращение доступа миноритарных акционеров к финансово-хозяйственной информации о деятельности комиссии. Теперь миноритарии утверждают, что не только не знают, что происходит на предприятии, совладельцами которого они являются, но и никак не могут повлиять на ситуацию. А энергетики, в свою очередь, по словам миноритарных акционеров, посчитав «Нефтяной дом» своей безраздельной собственностью и переименовав его в ОАО «Центр энергетики», дают указания руководству предприятия совершать различные сделки, невзирая на мнение других акционеров.

Миноритарные акционеры утверждают, что дважды обращались к главному акционеру с предложением выкупить их акции «Нефтяного дома», но ответа так и не получили. Теперь дело за судом: миноритарные акционеры ОАО «Центр энергетики» подали иски о прекращении действия договора аренды между ОАО «Центр энергетики» и РАО «ЕЭС», а также о нанесении убытков обществу со стороны РАО.

Вызывает удивление поведение руководства РАО, не единожды декларировавшего свою приверженность стандартам корпоративного поведения, руководитель которой является арбитром в Панели арбитров Объединенной комиссии по корпоративной этике при РСПП. Видимо, понятие «корпоративная этика» в представлении энергочиновников распространяется только на тех, кто может своими действиями серьезно осложнить спокойное существование энергетического монстра, а акционеры в России по-прежнему делятся на «чистых» и «нечистых».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
821
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1428
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1629
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1171

Другие новости