0
2119
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.09.2006 00:00:00

Не числом, а активностью

Сергей Костяев

Об авторе: Сергей Сергеевич Костяев - преподаватель факультета мировой политики и международной безопасности ГУГН (на базе Института США и Канады РАН).

Тэги: израиль, лобби, сша


израиль, лобби, сша Карл Роув, ближайший советник президента Буша, – одна из ключевых фигур израильского лобби.
Фото Reuters

В связи с последними событиями в Ливане и поддержкой Соединенными Штатами позиции Израиля в этом конфликте важно проанализировать причины подобной ситуации и понять, повлияет ли ливанская война на позиции израильского лобби в США. Можно с уверенностью сказать, что на Капитолийском холме его влияние не претерпит серьезных изменений: весьма состоятельная еврейская община в США делает значительные взносы в предвыборные фонды кандидатов обеих партий – около 60 млн. долл. с 1990 г., тогда как арабские и иные мусульманские общины внесли всего 297 тыс. долл. за тот же период.

Что касается Белого дома, то здесь возможны вариации. Наблюдатели отмечают, что поддержка политического курса администрации Дж. Буша-младшего со стороны израильского лобби носит чрезмерный характер и перешла разумные пределы. Произраильски ориентированными в Белом доме считаются Элиот Абрамс, помощник советника президента США по национальной безопасности, сам советник по нацбезопасности Стивен Хэдли, «главный стратег» Белого дома Карл Роув и новый глава аппарата Белого дома Джошуа Болтен. Следовательно, при смене хозяина Белого дома ожидается временное ослабление позиций Израиля в Вашингтоне.

Ближневосточные проблемы

Значительность израильского влияния в США привела к безоговорочной поддержке позиции Израиля в ливанском конфликте между Белым домом и пропагандистскими средствами. Хотя отсутствие монополии на это «оружие» свело на нет его традиционную эффективность. Случаются и конфликтные ситуации. В 2002 г. Буш-младший потребовал от Ариэля Шарона вывести часть войск с Западного берега Иордана. В ответ Американо-израильский комитет по общественным делам (АИКОД) провел через Конгресс США – в Палате представителей 352 голосами против 21, в Сенате 94 голосами против 2 – резолюцию, подтверждающую солидарность с Израилем, а в Вашингтоне организовал многотысячный марш против предложения американского президента.

Сегодня в центре лоббистских усилий Израиля в Вашингтоне находится принятие Iran Freedom Support Act, санкционирующего финансирование оппозиционных сил в Иране (что вообще-то является нарушением норм международного права о невмешательстве во внутренние дела других государств), а также препятствующего усилиям Ирана по созданию ядерного оружия.

Вторым приоритетом является Palestinian Anti-Terrorism Act, налагающий жесткие ограничения на помощь Палестинской автономии после победы ХАМАСа. Однако часть организаций еврейской диаспоры в США (Americans for Peace Now, The Israel Policy Forum и The Jewish Alliance for Justice and Peace) выступили против этого продвигаемого АИКОД законопроекта, справедливо полагая, что он в случае его принятия изолирует и ослабит позиции умеренных палестинцев и существенно ограничит доставку гуманитарной помощи. В марте 2006 г. на ежегодной конференции АИКОД при участии 50 сенаторов, 100 членов Палаты представителей и вице-президента Ричарда Чейни были разработаны меры по продвижению своей повестки дня в Конгрессе США. Официальный представитель Белого дома заявлял, что администрация уже имеет все необходимые рычаги для воздействия на палестинцев. Однако вскоре законопроект был принят Палатой представителей 361 голосом против 37, а в июне Сенат одобрил его в более мягкой версии единогласно.

Система влияния

Несмотря на очевидные провалы американской политики на Ближнем Востоке, в целом позиции израильского лобби в США (структура его показана в таблице) вполне устойчивы. Причин тому несколько. Во-первых, существует высокоорганизованная и эффективная система организаций-резидентов – Американский еврейский конгресс, Американо-израильский комитет по общественным делам (самая влиятельная организация), Антидиффамационная лига, Американское отделение Всемирной сионистской организации. Причем одним из важнейших факторов высокой эффективности этих организаций является наличие большого количество волонтеров, работающих не за страх, а на совесть. АИКОД имеет в своем штате около 200 лоббистов, исследователей и организаторов. Одним из значимых, особенно для новичков, методов лоббирования является «социальный лоббизм» – предоставление политикам разного рода услуг личного характера: рестораны, сауны, туристические поездки. Нынешний лидер республиканцев в Палате представителей Рой Блант четыре раза предпринимал «ознакомительные» поездки в Израиль за счет этой организации. Ее годовой бюджет – 47 млн. долл., в регулярной сети непрямых лоббистов (grassroots members) состоит порядка 100 тыс. человек (5 лет назад их было 50 тыс.).

Во-вторых, Израиль намного активнее и эффективнее, чем это удается другим этническим лобби, использует потенциал методов непрямого лоббизма (indirect, grassroots lobbying), которые имеют очень большое значение в демократиях с мажоритарной избирательной системой. При мажоритарной избирательной системе парламентарий жестко привязан к конкретному и сравнительно небольшому числу избирателей, и потому буря звонков, писем, телеграмм, посланий по электронной почте от этих самых избирателей (а именно в этом состоят непрямые методы лоббирования) никогда не останется незамеченной. В Вашингтоне существуют целые фирмы, специализирующиеся на организации массовых звонков от якобы избирателей. Зафиксированы случаи отправки писем от имени давно умерших людей. Но к услугам таких ловкачей прибегают только те, кто не имеет поддержки среди населения. Еврейская община в США достаточно высоко организована, чтобы не нуждаться в подобных услугах, и сама в состоянии инициировать поток звонков и писем от вполне реальных людей – благодаря четырем вышеуказанным факторам.

Не менее важным фактором, определяющим высокую степень влиятельности израильского лобби в США, в отличие от других, менее состоятельных этнических лобби является практически безусловная и весьма весомая поддержка политики, проводимой практически любым хозяином Белого дома. В 1990-е гг. целью лоббистской деятельности объявлялась поддержка военной операции США и НАТО в Югославии, после трагедии 11 сентября 2001 г. – контроль за исполнением антитеррористического законодательства. Анализ отчетов лоббистов других этнических лобби в США показывает, что они не придерживаются данной тактики – видимо, потому, что не обладают сопоставимым весом в американской политике.

Разнообразие интересов

Пожалуй, самая важная причина роста израильского влияния – общественная психология. Переломным моментом для общественного сознания США и для позиций израильского лобби в Вашингтоне стала знаменитая шестидневная война 1967 г., после которой Израиль стал восприниматься как крохотный, но очень стойкий островок демократии в море диктаторского Ближнего Востока.

Кроме того, с 1980-х гг., с началом консервативной эры «рейганомики», отмечается смычка израильского лобби в США с правыми христианскими консерваторами, весьма влиятельными в американском обществе. Администрация Рональда Рейгана воспринимала Израиль как стратегического союзника в холодной войне, которого можно противопоставить сателлитам СССР в этом регионе – Сирии и Ираку. Нападение радикальных исламистов на США 11 сентября 2001 г. также увеличило симпатии к Израилю, ведущему борьбу с исламистами на Ближнем Востоке: ведь враг моего врага – мой друг.

Одним из ключевых факторов могущества израильского лобби в США является активное финансирование еврейской общиной кандидатов на различные выборные должности – от мэров городов, членов легислатур до президента США и членов Конгресса. В конце 1960-х гг. Американо-израильский комитет возглавил Моррис Амитэй (Morris Amitay), осознававший, что в тот момент государственный департамент был достаточно враждебен Израилю. Ставка была сделана на работу с Конгрессом США, где через выборы проходят не 2 человека, как в органах исполнительной власти, а 535, из которых непременно найдутся желающие пополнить избирательный фонд в обмен на определенные обязательства перед спонсором. Таковые нашлись и теперь: Дж. Блок, представитель АИКОД, может себе позволить заявление: «Работать на Израиль в Капитолии сегодня все равно, что ломиться в открытую дверь». Хотя нужно отметить, что АИКОД всего лишь осуществляет посредническую деятельность и выносит «рекомендации» еврейской общине, кого из кандидатов нужно поддержать, а кого нет.

Таким образом, израильское лобби представляет собой, пожалуй, самую влиятельную, хотя и не самую многочисленную, этническую лоббистскую группу Америки. Лоббирование интересов идет по всем направлениям – от конституционной поправки о школьных молитвах до бюджета Пентагона и Государственного департамента США. Ни одно этническое лобби в США не имеет столь разнообразных и обширных интересов. Организации-резиденты работают в дружной команде с правительством Израиля, что позволяет использовать и дипломатические каналы воздействия. В результате Израилю почти всегда удается обеспечить официальную поддержку Белого дома. Это достигается благодаря трем ключевым инструментам: прямому влиянию, финансированию избирательных кампаний и методам непрямого лоббизма.

Образец для подражания?

А теперь зададимся вопросом: возможно ли и нужно ли заимствование опыта столь эффективного этнического лобби, как израильское, и каковы в связи с этим перспективы российского лобби в США? Ответ прост: заимствовать сложно и перспективы довольно скверные. Российское лобби в США не носит этнического характера в отличие от многих других, поскольку в Америке нет организованной российской диаспоры, а следовательно, и возможности легально финансировать выборы. История израильского лобби показывает, что даже при отсутствии существенных экономических предпосылок можно создать систему действенного и эффективного влияния. Однако цена такой системы – возможная потеря самостоятельности внешней политики и необходимость поддерживать даже авантюрные прожекты Белого дома, вызывая ненависть соседей. Это мы и наблюдаем в отношении Израиля. Стоит ли подобная игра свеч? Думаю, нет. У нас нет жизненно важных интересов, завязанных на Вашингтон. Россия пока еще жизнеспособна, не имеет серьезных врагов, и наше существование не зависит от поддержки США.

Структура политического лобби Израиля в США

Типы участников Количество Затраты,
долл. %
Органы власти и их представительства 7 8 375 705 8,3
Общественные организации – резиденты США 5 91 273 750 91,4
Научно-исследовательские и образовательные учреждения 2 167 725 0,1
Газеты 1 Нет данных
Итого   99 817 180 100

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
325
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
319
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
450
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
318

Другие новости