0
8817
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.12.2009 00:00:00

Кризис Вайомингского компромисса

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: снв, договор, сша, россия


Почему Россия и США не подписали 5 декабря новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ)? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то поругает Вашингтон за решение начать новую гонку вооружений. Кто-то упрекнет Москву в приверженности стереотипам холодной войны. Кто-то посетует сразу на российскую и американскую бюрократию за их медлительность. Куда интереснее, впрочем, найти объективное объяснение. Похоже, сама модель российско-американского переговорного процесса по СНВ нуждается в обновлении.

На протяжении последних 20 лет Россия и США строили переговоры по СНВ на основе концепции стратегической стабильности. Однако российские и американские элиты по-разному понимали ее смысл. Для россиян стратегическая стабильность была набором условий, снижающих риск начала ядерной войны. А для американцев стратегическая стабильность – определенные параметры развития стратегических ядерных сил (СЯС). Они были разработаны американскими экспертами и на поверку всегда оказывались более выгодными Вашингтону.

Основы концепции стратегической стабильности сформулировал в 1977 году видный американский эксперт в сфере контроля над вооружениями Пол Нитце. В своем меморандуме для Министерства обороны США он отмечал, что создание СССР нового класса межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) подрывает стабильность в стратегической сфере. Для ее сохранения Нитце советовал, во-первых, уделить на переговорах особое внимание тяжелым МБР и, во-вторых, исключить из переговоров крылатые ракеты как средство компенсации советского превосходства в МБР. С 1981 года администрация Рональда Рейгана предлагала эту концепцию СССР в качестве основы для переговоров.

Долгое время СССР не соглашался с Вашингтоном. В Кремле опасались, что посредством сокращения тяжелых МБР США хотят добиться односторонних преимуществ в области СЯС. (Основу стратегической триады Соединенных Штатов составляют не наземный, а морской и авиационный компоненты.) Но в конце 1980-х годов ситуация изменилась. Руководство страны, возглавляемое Михаилом Горбачевым, стремилось любой ценой удержать Вашингтон в режиме стратегического диалога. Поэтому на встрече в Вайоминге 22–23 сентября 1989 года министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и госсекретарь США Джеймс Бейкер выработали три базовых принципа ведения дальнейших переговоров по СНВ.

Во-первых, было решено разделить переговоры по наступательным и оборонительным стратегическим вооружениям. Прежде СССР увязывал вопрос о подписании Договора СНВ-1 с отказом Вашингтона от реализации программы Стратегической оборонной инициативы. Теперь вопросы противоракетной обороны (ПРО) были выделены в отдельный переговорный пакет.

Во-вторых, стороны согласились уделить повышенное внимание МБР с РГЧ ИН. Американцы видели в них средство для нанесения превентивного контрсилового удара по СЯС. СССР с такой трактовкой официально не согласился. Но на дальнейших переговорах сокращение этого вида носителей приобрело приоритетное значение. Неядерные крылатые ракеты, напротив, были выведены за рамки понятия «стратегические вооружения».

В-третьих, был согласован принцип условного зачета боеголовок для тяжелых бомбардировщиков. За каждым типом бомбардировщиков условно записывалось некоторое количество боезарядов. В реальности стороны могли самостоятельно распределять боезаряды по конкретным единицам. Позднее на этой основе возник принцип возвратного потенциала: право сторон сокращать СЯС посредством снятия боезарядов с боевого дежурства, а не их реального уничтожения.

Логика Вайомингского компромисса легла в основу последующих российско-американских договоров СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993) и СНП (2002). Однако в 2009 году ситуация изменилась. Развитие Вашингтоном систем ПРО и намерение Пентагона развивать ударные космические системы вынудили Москву изменить подход. Дважды – в Хельсинки (20 апреля) и Амстердаме (20 июня) – президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия будет вести переговоры по СНВ только при условиях: 1) введения лимитов на комплексы ПРО; 2) отказа от милитаризации космоса; 3) зачета ударных высокоточных систем и 4) пересмотра принципа возвратного потенциала. Эти предложения означали требование России частично пересмотреть Вайомингский компромисс.

В Вашингтоне, однако, официально не отреагировали на российские сигналы. Американцы предпочитали вести переговоры по сокращению вооружений на базе правил 1989 года. Москва, в свою очередь, не соглашалась с прежними правилами игры. Отсюда – регулярные пробуксовки переговоров по новому Договору СНВ.

Сказанное не означает, что Россия и США не подпишут новый договор или (что на сегодняшний день более вероятно) какое-либо соглашение по СНВ. Возможно, они даже сделают это в ближайший период. Но модель переговоров с преобладанием американских интересов исчерпывает свой запас прочности. Сумеют ли Москва и Вашингтон обновить концепцию стратегической стабильности на более взаимовыгодной основе?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За Архитектурную премию Москвы будут бороться 178 претендентов

За Архитектурную премию Москвы будут бороться 178 претендентов

Елена Крапчатова

Жюри определит лауреатов к июлю

0
736
Чинить коммунальное хозяйство будут по "Инфраструктурному меню"

Чинить коммунальное хозяйство будут по "Инфраструктурному меню"

Ольга Соловьева

На восстановление инженерных сетей правительство решило направить дополнительные 12 миллиардов рублей

0
1052
Дебаты кандидатов – больше не телешоу

Дебаты кандидатов – больше не телешоу

Иван Родин

Харитонов и Даванков без огонька и Слуцкого обсудили проблемы образования

0
1276
Правительство расширяет программы льготной ипотеки

Правительство расширяет программы льготной ипотеки

Михаил Сергеев

Выдача жилищных кредитов с бюджетной поддержкой выросла за год на треть

0
1806

Другие новости