0
3881
Газета Расследования Интернет-версия

17.11.2003 00:00:00

Как траулер "Отрог" был "Острогом"

Тэги: калининград, судно, рыболовство


калининград, судно, рыболовство Капитан Сергей Суворов знает много морских историй, но о шестилетнем ангольском 'плене' вспоминать не любит.
Фото автора

В июне будущего года, после капитального ремонта на Калининградском судостроительном заводе "Янтарь", корабль космический связи "Космонавт Георгий Добровольский" возьмет курс из Калининграда в Атлантику. Право стоять на капитанском мостике научно-исследовательского судна получил Сергей Суворов, человек удивительной судьбы, сменивший за 40 с лишним лет плаваний немало рыболовецких траулеров. И почти семь лет проведший, можно сказать, в плену - в Африке.

Внешне Сергей Павлович очень похож на знаменитого космонавта Георгия Гречко. Кстати, с ним Суворов давно знаком. Гречко, приезжая в Калининград, всегда шутливо спрашивает о своем двойнике: "А где братан?" А "братан" обычно в море: за исключением районов Антарктиды и Восточной Арктики, не осталось практически ни одного моря или океана, где бы не тралил рыбу капитан Суворов. Сергей Павлович знает много морских историй. Вот только о последнем африканском походе на рыболовном траулере "Отрог" начальство до последнего времени советовало ему не распространяться.

Золотая рыбка для мошенника

В начале 90-х годов в Калининград приехал бизнесмен из Тирасполя Михаил Литвак - владелец четырех паспортов с гражданством Молдавии, Румынии, Израиля и России. Сначала он организовал бизнес на поставках коньяка "Белый аист" и вина из солнечной Молдавии в особую экономическую зону "Янтарь". Затем решил стать еще и судовладельцем. В то время банкир АКБ "Балтика", в прошлом флотский офицер Михаил Каретный, помог гостю получить кредит на 1,2 млн. долл. в калининградском отделении Балтвнешторгобанка. Еще 250 тыс. долл. Каретный предоставил бизнесмену в своем банке.

Деньги были выделены для покупки частной фирмой Литвака "Бионет-2" морских рыболовных траулеров "Отрог" и "Иоаким Вациетис". Эти суда должны были ловить рыбу у берегов Анголы. Капитаном на "Отрог" был приглашен Сергей Суворов. Литвак пообещал ему платить 5000 долл. в месяц. И экипажу посулил приличные условия.

Своих обещаний бизнесмен так и не выполнил. На первых порах он выплачивал деньги лишь частично, а затем и вовсе перестал. При этом регулярно прилетал из Москвы в Луанду, чтобы продавать пойманную экипажем "Отрога" скумбрию и ставриду. После продажи богатого улова на ангольском рынке новоиспеченный рыбный магнат, пообещав расплатиться с экипажем "Отрога" в Калининграде, исчезал в России или в Молдавии, увозя в кейсе пачки долларов. В посольстве России в Анголе на Литвака сначала смотрели как на бога, который сорил долларами, обедая с дипломатами в самых дорогих ресторанах Луанды. Заработав, как утверждает Сергей Суворов, около 2 млн. долл., Литвак исчез из Анголы навсегда. Не расплатившись с рыбаками.

Теперь его ищут через Интерпол, за мошенничество - как в Луанде, так и в Калининграде. Кредиторы Балтвнешторгбанка потребовали возвратить им деньги или сами суда. Лишь бывший владелец калининградского коммерческого банка Михаил Каретный, успевший побывать вице-губернатором, а ныне являющийся советником губернатора Владимира Егорова, почему-то не требует с молдавского магната возвращения 250 тыс. долл.

С пистолетом под подушкой

Через год работы у побережья Анголы экипаж "Отрога" остался без лицензии на лов рыбы в Ангольской промысловой зоне. Накопились огромные долги за техническое обеспечение. Судно было отправлено под арест на рейд луандского порта. В российском консульстве морякам предложили вернуться в Калининград. Но они отказались, надеясь, что удастся найти хозяина и "выбить" из него заработанное. Рыбаки "Отрога" не желали возвращаться в Россию нищими после более чем полутора лет работы.

- Не деньги для меня были главное, а люди, - вспоминает Суворов. - Экипаж из 62 моряков, который мне доверял. Я почему-то рассчитывал, что посольство и МИД России помогут нам найти Литвака, в конце концов в Москве была зарегистрирована его фирма "Бионет-2", нанимавшая нас на работу. В Калининграде проживала бухгалтер фирмы Людмила Борш. Она присутствовала на заседании арбитражного суда в Калининграде, признавшего незаконной покупку рыбных судов для "Бионет-2". Некоторые мои моряки надеялись, что Борш выплатит им зарплату. Так что часть экипажа я, собрав последние деньги на судне на билет из Луанды до Москвы, отпустил. Но выяснилось, что на бухгалтера в Калининграде напали какие-то бандиты и она, отлежав в областной больнице месяц, скрылась в Молдавии.

Вернувшиеся в Россию моряки обратились за помощью в Калининградский областной профсоюз работников рыбного хозяйства, а затем в Госкомрыболовство. Чиновники и профсоюзные боссы ничего не смогли сделать, чтобы привлечь к ответственности Михаила Литвака. Сам бизнесмен перебрался к тому времени в Израиль.

Капитан "Отрога", оставшись с 15 моряками, продолжал борьбу за судно. По ночам к траулеру, стоящему на рейде, подплывали на лодках аборигены и, словно пираты, карабкались по якорной цепи на борт. Доходило до драк. Но стрелять было нельзя, чтобы не спровоцировать международный скандал. Кстати, Суворова неоднократно вызывали в российское посольство в Анголе и предлагали сдать пистолет. Моряки пытались воспрепятствовать разграблению судна, но в неравных потасовках ничего не смогли сделать с превосходящими их численностью бандитами. К тому же начальник местной полиции советовал рыбакам "Отрога" на берегу не появляться. Дважды в Луанде Суворова сбивала машина. Позже удалось узнать, что это дело рук местного "авторитета", который хотел завладеть российским судном.

Затем начались проблемы с приобретением продуктов. Из-за отсутствия средств продукты выменивали на запчасти из машинного отделения. На судне уже не было исправных мотоботов и пригодных для плавания шлюпок. До берега приходилось добираться на самодельном плоту. Спасала рыбалка. А когда не было клева, моряки ели тухлую скумбрию, провонявшие плавники акул: холодильники на судне не работали.

Красное знамя на рейде Луанды

Как-то капитан Суворов вышел утром на палубу и обнаружил, что в названии судна на рубке появилась лишняя буква "с". Так "Отрог" стал "Острогом". Это заметили и в посольстве, пригласили Суворова. "В беседе со мной посол сообщил, - рассказывает Сергей Павлович, - что президент России Борис Ельцин распорядился эвакуировать из Анголы экипаж "Отрога" и предложил мне покинуть судно и улететь на самолете МЧС".

Дипломаты особо просили капитана не рассказывать в России о том, что произошло на борту судна 9 мая, в День Победы. К тому времени у боцмана не осталось ни одного нового российского флага. На корме "Отрога" болталось выцветшее полотнище, в котором с трудом можно было разглядеть российский триколор.

Случайно на судне уцелел флаг Советского Союза. Суворов дал команду в праздник поднять красный стяг со звездой, серпом и молотом - "как знамя победы над фашизмом".

- Что тут началось! - вспоминает Суворов. - Поляки с проходившего мимо контейнеровоза удивленно рассматривали наше судно, махали руками и позже в подарок прислали ящик тушенки. А портовые власти всерьез начали интересоваться: неужели в России произошел переворот и к власти вернулись коммунисты?

На самолете МЧС в Москву Суворов так и не улетел. Он еще надеялся, что если уж президент России Борис Ельцин вмешался, то Интерпол обязательно разыщет Литвака. Надеждам капитана не было суждено сбыться. 14 марта 2000 года, как свидетельствует заверенное в российском посольстве письмо, он дал очередной "SOS" консулу РФ в Анголе г-ну Крившичу с копией представителю судовладельца из фирмы "Бионет-2" в Луанде г-ну Бурдюкову:

"С 22 января 1997 года судно стоит на внутреннем рейде без работы. Нет продуктов, пресной воды, медикаментов, моющих средств, постельного белья. Судно обесточено. Если найдем где-то продукты, готовим на костре. Африканские болезни всех одолели. В госпиталь не принимают. Везде надо платить, а нам кушать нечего. Зарплата не выплачивается с 1995 года. Не выдержав такого состояния, многие члены экипажа из 62 человек покинули борт судна. Нас осталось только семь моряков. А 30 сентября 1999 года умер от малярии и голода старший механик А.Чернов и до настоящего времени лежит в морге, так как Литвак категорически запретил своему представителю Бурдюкову тратить финансы на отправку трупа на Родину. С 24.12.98 г. в машинное отделение начала поступать забортная вода, приходится чуть ли не на коленях просить чужие суда нас осушить. Но за все эти работы надо платить. В настоящее время главный двигатель и большое количество других механизмов и насосов затоплено. Владельцы "Бионет-2" еще лелеют надежду отправить "Отрог" на металлолом, но этот момент давно упущен. "Отрог" превратился в кусок ржавого металла".

Закончилась африканская эпопея "Отрога" тем, что на борт поднялись вооруженные автоматами полицейские и потребовали от экипажа покинуть судно. По рации капитан получил подобное указание и от российского консула. С полузатопленного судна, как и подобает капитану, Суворов уходил последним. А "Отрог" прямо на его глазах буксиром оттащили с рейда, чтобы он не мешал судоходству.

* * *

Экипаж "Отрога" и по сей день продолжает судебную тяжбу, требуя от Михаила Литвака выплатить зарплату. В Калининграде состоялось четыре судебных заседания, но на них Литвак не появился. Зато соратник Литвака Михаил Каретный (в свое время он проходил по делу о невозвращенном кредита "Дрезднер Банка" почти в 10 млн. долл.) вернулся во власть. Теперь, по мнению Сергея Суворова, нужно ждать возвращения в Калининград и самого Михаила Литвака.

Председатель Калининградского отделения Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов так прокомментировал ситуацию для "НГ":

"После этих трагических событий с экипажем БМРТ "Отрог" властями не сделано никаких выводов. Правоохранительными органами не произведены зачистка от работодателей-жуликов и проходимцев и защита от их деятельности интересов плавсостава. Как это ни прискорбно, но и сейчас Россия по-прежнему является основным поставщиком дешевой рабочей силы для недобросовестных работодателей. Рыболовецкий флот региона после распада Союза не обновляется, а в рыбацком краю - Калининградской области, где каждая третья семья связана с морем, под чужие флаги начиная с 1993 года выведено и списано на металлолом свыше 220 судов. И многие капитаны, штурманы, механики, матросы в Калининграде, оставшись без работы, попадают в сети сомнительных бизнесменов типа Михаила Литвака".

Как сообщил "НГ" Вадим Мамонтов, сегодня в тех же водах Анголы, по данным МИД РФ, находятся примерно два десятка рыболовных судов: экипажи российские и украинские, а судовладельцы - из разных офшоров. Траулеры "Сатурн", "Бонито" и "Офелия" укомплектованы калининградцами - всего 150 человек. Ситуация одна - нет зарплаты, а без нее люди отказываются покидать суда.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
384
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
475
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
147
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
511

Другие новости