0
3001

16.11.2000 00:00:00

Дмитрий Шипетин: "В принципе можно сделать все"

Тэги: Центрполиграф, Шипетин


-По моим наблюдениям, почти все крупнейшие сегодняшние издательства "выросли" из книготорговли. С "Центрполиграфом" было так же?

- С "Центрполиграфом" было то же самое. В 1988 году в МГИМО был создан молодежный центр "Русская Тройка", и одно из его подразделений с моей подачи начало заниматься книжной торговлей. Когда началась даже не перестройка, а более свободные экономические отношения, стало можно покупать товар напрямую у государственных издательств - с торговой скидкой. А так как на книги спрос был повышенный, реализовывать их было очень легко.

- То есть началось-то все со спекуляции?

- Отнюдь. В том то и дело, что мы имели довольно большую по тем временам торговую скидку (около 25%) - а продавали по госцене. Работали с издательством "Новости", "Книга", "Политиздат", с появившимися тогда первыми издательскими коммерческими кооперативами - это была, например, "Орбита" и многие другие. Там же, в "Русской Тройке", был и первый опыт книгоиздания. Многие помнят нашего Дейла Карнеги, выпущенного неимоверным тиражом...

- Это такие журнального формата мягкие книжицы?

- Да, наше произведение. Что такое авторское право, переводчики и тому подобное - мы в то время не знали. Наверное, это плохо, но самое интересное, что были пиратские издания даже этого нашего Дейла Карнеги - нам их привозили показать откуда-то из Средней Азии... Потом мы начали сотрудничать с СП "Интерграфсервис" - они делали первые наши книжки в твердом переплете в типографии "Детская книга". Это была серия "Все звезды": Рекс Стаут, Агата Кристи - все еще под импринтом "Русской Тройки". Потом наши (то есть собственно мои и "Русской Тройки") издательские пути разошлись, а дружеские остались - поскольку основной деятельностью специалистов из МГИМО была и остается все-таки внешнеэкономическая деятельность, и мною было создано малое предприятие "Центрполиграф".

- А почему именно к книгам потянуло - есть же и другие виды деятельности?

- Ну, во-первых, с детства любовь, и потом, всегда хотелось сделать что-то, что было бы приятно купить самому. Сначала хотелось, а потом оказалось, что в принципе можно сделать все. Скажем, очень большим пробелом в советское время был переводной детектив. Были неплохие ежегодники, которые выпускали "Молодая гвардия" и "Радуга" - но, конечно, не регулярно, и их всегда не хватало. Мы и начали эту нишу раскрывать. Сразу пошли большие тиражи, очень хорошо все раскупалось - и продолжалось все это где-то до 1994 года. Потом тиражи стали резко падать, упал спрос, и мы не очень своевременно сориентировались. К тому же "Центрполиграф" тогда занимался в основном только двумя направлениями - зарубежным детективом и переводной фантастикой. Мы начали покупать права, издавали, например, Ладлэма, купили права на конвенционные романы Чейза - и могли в отличие от других издавать его в полном объеме, - но спрос все равно упал. Это и понятно: тогда кто только хотел, тот и издавал Чейза.

Появились и новые издательства, которые отхватывали куски рынка, и пришлось перестраиваться, более внимательно смотреть на российских авторов, и не только на художественную литературу. Поэтому была поставлена задача стать универсальным издательством и выпускать много хороших, интересных книг по разнообразным направлениям. С этой задачей мы потихонечку справляемся - но не до конца. У нас, например, большой пробел по учебной и детской литературе, по популярной юридической и экономической литературе.

- Так, может, и не стоит пытаться объять необъятное?

- Дело в том, что универсальное книжное издательство должно хотя бы одним изданием закрывать каждое из существующих направлений. Хотя бы для того, чтобы чувствовать ситуацию в этом сегменте рынка. Но, конечно, основное наше направление - по-прежнему художественная литература, и на сегодня в основном российская. Сегодня не только ассортимент, а "брэндовые" авторы делают издательству реализацию. Основные деньги издательство получает не с тех пятидесяти-ста книг, которые производит в месяц, а с одной-двух. Это книги с большими тиражами, когда автора и его новое произведение ждут и любят, когда у него есть поклонники и постоянные читатели.

- Таких авторов много?

- Для нас это Петр Катериничев, Анна Малышева, Юрий Никитин... Кстати, как раз сейчас Анна Малышева пишет для нас новый роман. Он, наверное, будет еще более мрачным, чем все предыдущие. Петр тоже пишет, но когда будет книга - пока не знаю. Только что вышла новая книга Оксаны Пушкиной по материалам ее передачи "Женский взгляд" (а предыдущие постоянно допечатываются). В ноябре выходит новый роман из сериала "Трое из леса" Юрия Никитина. Выходит новая книга Николая Модестова - "Москва-3". То есть уже не "Москва бандитская", но мы надеемся, что там будет очень много интересной информации. В его ключе.

Если говорить еще об авторах, нашей удачей стало то, что мы начали выпускать книги любимых всеми артистов. Очень большие тиражи были у книг Александра Ширвиндта и Людмилы Гурченко - это были первые книги в этом направлении, которое мы очень любим. Одно общение с такими авторами и полезно, и интересно.

- Как вообще появляется идея книги - вы что-то подсказываете авторам?

- Это довольно сложно в случае с художественной литературой: но мы обычно знаем заранее, о чем примерно будет тот или иной роман, сериал. А многие книги просто придумываются - и уже потом подбирается автор.

Например, довольно сильно у нас прозвучала книга "Алла Пугачева глазами друзей и недругов". А получилась она так. Я просто был у приятеля в другом издательстве. На столе лежала газета, в ней - статья о Пугачевой. И мне пришла в голову несложная, в общем, идея, что можно собрать все материалы, опубликованные о певице в прессе за довольно продолжительный промежуток времени и сделать ее историю. Получилось два тома - люди копали в "Ленинке", собрали массу материалов, а составителем и редактором выступил известный критик Борис Поюровский, который сейчас возглавляет в нашем издательстве театральную редакцию. Мы работаем вместе, и он готовит очень интересные книги.

- Несколько даже удивительно слышать, что в издательстве есть специальная театральная редакция. Что вышло, что будет?

- В сентябре вышли книги о звездах Ленкома и "Современника". Серия называется "Звезды московской сцены", и, честно говоря, мы даже не ожидали такого успеха. Книги получились довольно дорогие, и мы напечатали по пять тысяч тиража, думая, что на сезон хватит. А их раскупили за месяц... Только что вышла книга о "Табакерке". Книгу о ведущих актерах театра Маяковского, которая сейчас выходит, мы издаем уже 10-тысячным тиражом. В принципе у нас много проектов в этом направлении, но я просто не хочу называть имена. Все известные артисты - люди очень занятые, сами понимаете.

- Они сами пишут или вы им помогаете?

- Ну во многих случаях есть, естественно, литературная запись... Но вот, скажем, Людмила Марковна Гурченко пишет все и всегда сама. Удивительная женщина! Сейчас у нее готовится новая книга, а первая книга - "Аплодисменты" - издается уже лет шесть и пользуется неизменным спросом.

- У "Центрполиграфа" были и довольно экзотические проекты. Например, двухтомный каталог марок - по-моему, заведомо убыточное издание.

- Я бы так не сказал. Книга прозвучала, получила две медали - бронзовую и серебряную - на международных филателистических выставках. К тому же я сам собираю марки - вот для себя и для всех филателистов этот каталог и сделал. И, я думаю, эта тема будет иметь продолжение...

Мы вообще, как я уже сказал, стараемся работать в самых разных и неожиданных направлениях. Например, совместно с Дворянским собранием готовится новая серия - рабочее ее название "Российские фамилии". Делают ее сами по себе очень интересные люди, классные специалисты. Это будут книги по истории России: история древних российских родов, Белое движение, русские обычаи, история российского меценатства и многое другое.

Упомяну и другой важный для нас проект. Сейчас выходит 10-томник Александра Зиновьева - уже вышло пять томов, остальные в работе. Зиновьев пишет нам и новую книгу. Кстати, некоторые книги Зиновьева продавались гораздо большими тиражами, чем хороший детектив. Спрос на него постоянный.

- Что сейчас самое главное для издательства?

- Самое главное, чтобы экономика страны встала на плавные рельсы - чтобы люди могли покупать книги. Если в Москве еще более-менее нормально, то в несырьевых регионах зарплаты ужасные. Когда человеку нужно думать о пропитании детей, на книги просто не обращаешь внимания. Да и стоят они там дороже - из-за расходов на доставку. Настораживает лично меня еще и то, что молодое поколение фактически ничего не читает. У них только компьютер да Интернет.

- Может, это потому, что у "Центрполиграфа" пробел по детской литературе?

- Да, придется серьезно взяться за это направление.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москва готова сесть за стол переговоров с Киевом хоть завтра

Москва готова сесть за стол переговоров с Киевом хоть завтра

Юрий Паниев

Путин назвал условия для мира с Украиной

0
2209
Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Вера Цветкова

III Национальная премия интернет-контента: в День России показали телевизионную версию церемонии награждения  

0
660
Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Виктор Александров

Певец и новоиспеченный лауреат Госпремии выступил с концертом к 185-летию композитора

0
1613
Киевские коррупционеры переиграли западных борцов с коррупцией

Киевские коррупционеры переиграли западных борцов с коррупцией

Наталья Приходко

Фигурант дела о передаче данных правоохранителей в офис президента сбежал из Украины

0
2561

Другие новости