0
2027

11.10.2023 20:30:00

Думать более диалектично

Великие инженеры и другие рецензии и пародии

Тэги: андрей платонов, проза, рецензия, ахматова, хемингуэй, модернизм, ходасевич, пильняк, котлован


37-14-2480.jpg
Пушкин – наш товарищ. 
Фото Евгения Никитина
Андрей Платонов. Сочинения. Т. 6. Кн. 3.

– М.: ИМЛИ РАН, 2023. – 1136 с.

 Вероятно, собиратели и читатели собрания сочинений Андрея Платонова (1899–1951), подготовленного и издаваемого в ИМЛИ, в котором ныне хранится архив писателя, уже привыкли к тому, что тома выходят в хронологической последовательности. Поэтому они были удивлены, так как вместо ожидаемого 5-го тома появилась третья книга 6-го. Но ничего странного тут нет. Все публикуемые материалы необходимо выверить, а если рукописи содержат несколько вариантов, то еще и выбрать из них окончательный, наконец, подготовить комментарии. В итоге данная книга просто потребовала меньше времени на подготовку, чем остальные, а потому появилась быстрее.

Впрочем, от этого она не становится менее интересной. В издание вошли литературная критика и публицистика писателя, относящиеся к 1936–1941 годам. В частности, такие знаковые для Платонова вещи, как «Пушкин – наш товарищ» и «Книги о великих инженерах», которые помогают понять его ценностные предпочтения, в том числе и в области литературы.

Вообще, касаясь видения прозаиком литературного процесса, комментаторы тома отмечают у него определенную близость с современным Платонову крупным теоретиком марксизма Георгом Лукачем. Они в равной степени ориентировались на немецкую классическую философию и теоретический опыт писателей («высказывания великих романистов»), видели в реалистическом романе XIX века вершину европейской литературы, а в последующем модернизме фиксировали распад формы («возведение фрагментарности восприятия мира в принцип»). В опытах советской прозы, напротив, искали положительного героя.

Тем не менее, несмотря на настороженное отношение к модернизму, Платонов в рецензии на ахматовский сборник 1940 года заявлял: «голос этого поэта долго не был слышен, хотя поэт не прерывал своей деятельности… Мы не знаем причины такого обстоятельства, но знаем, что оправдать это обстоятельство ничем нельзя». Ведь «не всякий поэт, пишущий на современные темы, может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека». Хотя «иногда в творчестве Ахматовой человеческое сжимается до размеров частного, женского случая, и тогда поэзии в ее стихах не существует». Поэтому, заключал автор «Котлована», «будем же ценить поэта Ахматову по неповторимости ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в признательности». Увы, эта заметка была опубликована уже после смерти автора в 1966 году. Правда, ранее, в 1924-м, именно он призывал: «нельзя поддерживать Пильняков и Алексеев Толстых, Ахматовых и Ходасевичей».

Сравнение опубликованных текстов с рукописями позволило восстановить авторскую редакцию. Так, опубликованная в 1938 году в «Литературном критике» платоновская рецензия «Навстречу людям (По поводу романов Эрнеста Хэмингуэя «Прощай, оружие!» и «Иметь и не иметь»)» имела оригинальное название «Разрушение хижины одинокого человека (По поводу романов Эрнеста Хэмингуэя «Прощай, оружие!» и «Иметь и не иметь»)».

В книге также приводятся литературные пародии Платонова «Лепящий улыбку (Драма в 7 действиях с эпиграфом)» (на пьесу советского драматурга, поэта и переводчика Владимира Соловьева «Улыбка Джоконды») и «Осознавшая Жозя (Лев Кассиль «Щепотка луны»)». Последняя публикуется впервые. В ней в числе прочего Платонов высмеивал различные клише (в том числе и партийные):

«Жозя уже заплакала.

– Вы меня довели! – сказала она. Я же вам сказала: нет и нет, я не такая потенциальная… Ну дайте же мне еще пожить ножками-ножками! А потом я буду думать более диалектично! Я не такая дурочка, я просто живу функционально на базе глупости и не хочу перестраиваться!..»

Ее визави под стать Жозе: «я раз чуть не погиб на дирижабле и чуть не утонул в Черном море, – только случайно, к моему сожалению, эти бедствия не приняли надлежащего размаха».

Так что, переиначив самого Платонова, нарушение хронологии издания его сочинений совсем не бедствие надлежащего размаха. Главное, чтобы выпуск томов собрания был доведен до конца. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
1562
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
685
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
866
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
616

Другие новости