0
15372
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

07.03.2017 00:01:00

Россия как питомник технократов

Илья Гращенков

Об авторе: Илья Александрович Гращенков – директор Центра развития региональной политики.

Тэги: государство, власть, укравление, менеджеры, технократы, кадровый резерв, ограниченная демократия, институции, политический класс


государство, власть, укравление, менеджеры, технократы, кадровый резерв, ограниченная демократия, институции, политический класс На фото встреча Президента РФ с Андреем Никитиным, назначенным временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области. Фото сайта kremlin.ru

Кремль начинает переформатирование вертикали власти, что может быть связано с возможностью ухода Владимира Путина с поста главы государства после очередного, последнего позволенного Конституцией срока. Необходимость перемен диктует и само время, а также кризис в экономике, смена поколений в структуре управления государством, нарастающий политический вакуум. Менеджер нового типа недавно был явлен миру, когда все заговорили о так называемом технократе – чиновнике будущего, который должен прийти к власти в результате обновления номенклатуры.

Реализацию идей Платона о строительстве государства, где власть будет принадлежать технократам – особой касте людей, связанных с обществом не моральным, а социальным договором, можно было бы назвать удачным решением для Кремля. По сути, это модель ограниченной демократии, опирающейся не на политические системы, приводящие к власти лидеров-харизматиков, а на государственные институции, где решающую роль играет лишь опыт руководящей работы. В некотором роде это попытка использовать принципы управления, используемые еще в Советском Союзе. Кадровая постсоветская номенклатура за последние 17 лет формировалась стихийно, создав правящий бюрократический класс, впитавший в себя бизнесменов, чекистов, советских «красных директоров» и творческих деятелей. Власти предлагается эволюционная модель, в ходе реализации которой правящая бюрократия должна будет отойти от прямого управления государством, передав эту функцию в руки профессиональных менеджеров. Взамен бюрократии предоставляется шанс сформировать собственный политический класс наподобие аристократической прослойки, имеющий в ситуации ограниченной демократии право решающего голоса.

Появление на политической сцене молодых менеджеров позволяет решить главную для страны проблему с формированием кадрового резерва, создания некоего питомника или заповедника технократов, в котором будут раститься кадры для будущего воспроизводства системы власти. Если говорить о региональной политике, то череда смен возрастных губернаторов-тяжеловесов и приход на их место молодых менеджеров с заданной функцией говорит о реформе и самой вертикали власти. Ранее речь шла о возможном демонтаже системы, возврате субъектам Федерации полномочий, особенно в части распоряжения собственным бюджетом для активизации региональной экономики, но сегодня становится очевидным, что вертикаль просто встраивается в корпоративную систему управления. Губернатор-технократ – это человек-функция, послушный винтик в системе исполнения планов федерального Центра и крупных финансово-промышленных групп, если таковые существуют в регионе. Корпоративная этика диктует и новый облик руководителя, который более не является политическим лидером или источником финансовых ресурсов. Он всего лишь региональный менеджер государственной корпоративной системы, в подчинении у которого сити-менеджеры городов и районов.

При таком подходе смена любого главы, будь то субъект государства или муниципальное образование, будет проходить технично и безболезненно. С одной стороны, это приведет к десакрализации власти, снижению интереса к ней со стороны тех, кто использует полномочия как инструмент для обогащения. С другой – позволит сформировать понятные правила игры для тех, кто планирует связать свою карьеру с государственным управлением.

Правда, неясно, выиграет ли от введения новой системы само население. Конечно, можно прогнозировать снижение уровня коррупции, повышение уровня воздействия на власть со стороны граждан. Но будут ли безликие менеджеры, не пользующиеся народной поддержкой, не обладающие иными мотивами, кроме как карьерным ростом, успешными региональными лидерами, формирующими местную повестку? Скорее всего нет, эту функцию придется отдать кому-то другому. Возможно, что ввиду ослабления института исполнительной власти возрастет влияние региональных парламентов. Это произойдет в том случае, если они останутся последней возможностью для вхождения во власть с помощью политического инструментария.

Несмотря на снижение электоральной активности, числа выборных процессов разного уровня, общественно-политическая жизнь в регионах не угаснет. Во-первых, ресурсно слабые технократы могут стать легкой мишенью в случае конфликта с местными элитами. Мобилизация силовых ведомств была прерогативой губернаторов-тяжеловесов, которые имели на них большое влияние, а новое руководство вряд ли сможет надеяться на столь же теплые отношения. Значит, давление на оппонентов с помощью гражданских институтов, политических партий и средств массовой информации может породить новую волну общественной активности. Во-вторых, несмотря на выборность должности, главным нанимателем для губернатора будет оставаться администрация президента. Необходимость доведения до Москвы сведений о работе того или иного главы лишь усилит влияние различных политологических центров, в особенности занимающихся составлением рейтингов губернаторов. Несмотря на то что новые кураторы внутренней политики планируют опираться при отставках и назначениях только на собственный внутренний рейтинг, сторонние продукты, обладающие возможностью к менее формальному анализу, также останутся востребованы. В-третьих, губернаторы-технократы должны будут опираться на сторонние институты при взаимодействии с местным населением и гражданским обществом, так как без помощи опытных политтехнологов не имеющие опыта общественной политической работы главы будут обречены на провальный рейтинг и, как следствие, – быструю кадровую ротацию.

Безусловно, процесс смены властной парадигмы может растянуться на достаточно длительный срок. Речь ведь идет не только о региональной политике, но и о системе управления в стране в целом. Однако ротация губернаторского корпуса неизбежно будет продолжена, так как в планах Кремля на ближайшие годы обновление администраций в субъектах Федерации почти на 70%. Кроме того, нет никакой уверенности в том, что события будут развиваться по описанному сценарию. В конце концов социально-экономическая ситуация может внести свои коррективы с  учетом того, что смена поколений диктует и новые запросы общества на реализацию своих прав и свобод. Возможно, что модные нынче технократы станут лишь одной из возможных форм административного управления, которые к 2023 году будут участвовать в очередных президентских выборах.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

НГ-Культура

0
837
КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
2393
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
2421
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
2225

Другие новости