0
5383
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

04.08.2021 19:03:00

Бизнесменов хотят сделать неприкасаемыми для силовиков

Ситуация с уголовным преследованием измученных пандемией, проверками и поборами предпринимателей напоминает дворовую игру "Казаки-разбойники"

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – независимый антикоррупционный эксперт, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: борис титов, бизнесмены, уголовное преследование, ук, экономические статьи, декриминализация


борис титов, бизнесмены, уголовное преследование, ук, экономические статьи, декриминализация Фото сайта kremlin.ru

Бизнес-омбудсмен Борис Титов недавно в очередной раз поведал президенту о множестве нерешаемых проблем (а именно 225) предпринимательского сообщества, включая незаконное уголовное преследование. Представленные в пространном докладе результаты ставшего традиционным опроса ФСО мало чем отличаются от предыдущего. Почти 80% из 215 опрошенных в 34 регионах страны предпринимателей считают ведение бизнеса небезопасным, полагая, что действующее законодательство не защищает их от необоснованного уголовного преследования. Три четверти респондентов не считают отечественное правосудие независимым и объективным. Оно и понятно: вопреки изменениям ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ суды продолжают арестовывать бизнесменов, используя такие расплывчатые формулировки, как «преступление не связано с предпринимательской деятельностью или обстоятельствами, перечисленными в данной статье». То же касается и особого порядка признания предметов и документов вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 81.1 УПК) по делам о мошенничестве и необоснованного приостановления деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 4.1 ст. 164 УПК).

Никак не повлияло на судьбу обвиняемых коммерсантов и казавшееся прогрессивным примечание к ст. 210 Уголовного кодекса РФ (организация преступного сообщества), исключающее привлечение их к ответственности лишь в силу организационно-штатной структуры организации и соотнесения ими содеянного с ее деятельностью. Кстати, две трети предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, в качестве причины своих несчастий назвали конфликт с конкурентами или личный интерес чиновников либо силовиков. Поэтому не стоит удивляться низкому уровню доверия правоохранителям с их стороны – менее 16% (в 2020 году – около 10%).

Руководствуясь ведомственными указаниями и планами, правоохранители между тем не снижают своей активности в сфере экономики. За полгода количество выявленных ими экономических преступлений уже перевалило за 70 тыс. (+11% к шести месяцем 2020 года), а дела о почти 39 тыс. таких деяний ушли в суд. При этом уровень их раскрываемости в целом по России достиг 76%. Правда, размер материального ущерба немного снизился – до 142,6 млрд, из которых возмещено было лишь 40%. Как и прежде большая часть запротоколированного приходится на всевозможные мошенничества.

kpd-t.jpg
Результаты работы по обращениям по уголовному преследованию в 2020 году.
Инфографика сайта www.ombudsmanbiz.ru
Говорить о повальных репрессиях против коммерсантов было бы неправильно. Под раздачу силовиков обычно попадают либо зарвавшиеся, либо строптивые предприниматели. Причем последние зачастую становятся разменной монетой в охоте на коррумпированных чиновников. По подсчетам Судебного департамента при Верховном суде России, за минувший год по всем статьям УК было осуждено 8,2 тыс. предпринимателей, в том числе 2 тыс. – за преступления против собственности (гл. 21 УК). При этом за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5–7 ст. 159 УК РФ) осудили всего 111 человек, из которых в колонию на сравнительно небольшой срок отправились лишь 26. Аналогичная ситуация и по гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности»: из 1,9 тыс. осужденных реального лишения свободы «удостоились» всего 655 человек. Причем срок от 5 до 15 лет назначили лишь 42 обвиняемым. Конфискация имущества (ст. 104.1 УК) применялась еще реже – в 80 случаях (за незаконные предпринимательство и банковскую деятельность). Основными мерами наказания за экономические преступления остаются условные сроки, штрафы и обязательные работы. Правда, некий позитив все же есть: 33 оправданных и 61 обвиняемый, уголовные дела которых были прекращены за отсутствием состава преступления или их непричастностью. Любопытно, что в связи с возмещением причиненного ущерба, на которое так уповают власти, отпустили всего 12 человек.

Несмотря на неоднократные просьбы бизнес-сообщества о декриминализации ряда экономических статей Уголовного кодекса, законодатели придерживаются иного мнения. За последние полтора года с подачи правительства ими ужесточена или введена уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства, уклонение от уплаты налогов и страховых взносов, незаконное кредитование и выпуск немаркированной продукции, преднамеренное банкротство и др. При этом в ряде случаев предусмотрена обязательная административная преюдиция, запрещающая отправлять человека за решетку сразу, предварительно не оштрафовав.

Как бы то ни было, ситуация с уголовным преследованием измученных пандемией, проверками и поборами предпринимателей все больше напоминает некогда популярную дворовую игру «Казаки-разбойники». В связи с этим постоянные заверения властей об усилении правовой защищенности бизнеса от уголовного давления не более чем популизм. Несмотря на указания Генпрокуратуры России, в 2020 году за воспрепятствование предпринимательской деятельности (ст. 169 УК) наказали всего 12 чиновников, но в колонию не отправили никого. По-прежнему не работает и ч. 3 ст. 299 УК, карающая за фальсификацию уголовных дел в отношении бизнесменов.

Судя по прошлогоднему опросу РСПП, избыточное административное давление, неэффективная судебная защита, коррупция и недобросовестная конкуренция остаются наиболее острыми проблемами, мешающими предпринимательству в России. Поэтому вполне симптоматично появление стенда Генпрокуратуры на всех престижных деловых форумах, что нередко вызывает искреннее недоумение у зарубежных гостей. Таковы суровые реалии ведения бизнеса в России: нарушения подразумеваются всегда!

Однако бизнес-омбудсмен Титов не теряет оптимизма, уповая на успешную реализацию межведомственного указания от 23 июля 2020 года № 387 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности», позволяющего снизить уголовные репрессии против бизнесменов. При этом забывая про продекларированный в Конституции (ст 19) принцип равенства всех перед законом и судом, касающийся всех сфер жизнедеятельности общества, включая экономику. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молдавия строит военную дорогу от румынской границы до Одессы

Молдавия строит военную дорогу от румынской границы до Одессы

Светлана Гамова

Нейтральная страна стала транзитной для поставки армейских грузов из ЕС на Украину

0
529
Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
1106
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
1337
Глава Европарламента пообещала в Киеве ускорить уход от российских энергоресурсов

Глава Европарламента пообещала в Киеве ускорить уход от российских энергоресурсов

Наталья Приходко

Зеленский призвал союзников думать прежде всего об Украине

0
1333

Другие новости