Фото Reuters
Чрезвычайное внимание всего мира к встрече глав России и США объясняется не только остротой украинского кризиса и ряда других текущих тактических вопросов. Было предчувствие стратегических перемен. Оно оправдалось. И сам факт встречи, и тем более ее положительные результаты стали первой вехой, отчетливо фиксирующей переход к многополярному миру. Случилось то, что год назад невозможно было представить: президент РФ встречается с президентом США, да еще в самих Соединенных Штатах – мир, «основанный на правилах», рушится на глазах! США с пренебрежением относятся к своим «союзникам», напрягают почти до разрыва отношения с ними, вводят против них драконовские пошлины, заставляют их повышать военные расходы в ущерб социальным, покупать дорогие американские углеводороды. Что произошло?
Похоже, Трамп понял, а скорее почувствовал, что мир кардинально меняется. Время монолитных долгоиграющих военно-политических блоков уходит в прошлое. В новом, многополярном мире главную роль будут играть коалиции, гораздо менее стабильные, чем блоки, зачастую создаваемые для решения одной внешнеполитической задачи. Однополярный мир держался на подавляющем ресурсном превосходстве США над всеми остальными. Однако сегодня на международной арене появились игроки, претендующие на роль «великих держав». У США уже не хватает ресурсов держать их в узде и поддерживать однополярный миропорядок. Формируется мировой «концерт великих держав» наподобие европейского «концерта» в ХlX веке. Мировой политический климат будет зависеть от отношений внутри этой группы «великих». Побеждать будет тот, кто окажется в более сильной коалиции.
Поэтому американцам сейчас необходимы не клиенты, а союзники. Слабая, разбалованная американским покровительством Европа, привыкшая к бесплатной военной защите США и привилегиям в трансатлантической торговле, становится для американцев обузой. Европа должна позаботиться о себе сама. Отсюда настоятельное требование Трампа к европейцам увеличить оборонные расходы и выровнять торговый баланс. США отправляются в самостоятельное плавание, теряя интерес к альянсам и предпочитая развивать двусторонние связи.
Американцы не отказываются от мирового лидерства. Но достигать его Трамп, судя по всему, намерен не прежними доминирующими методами, когда у США не было союзников, а только сателлиты. Он понимает, а скорее чувствует, что в формирующемся мировом «концерте держав» американцам союзники необходимы.
При всей многополярности нерв нового мирового порядка составит противостояние крупнейших экономик мира: США и Китая. Успех пожнет тот, кто обзаведется сильными союзниками. Россия, с ее армией, ядерным оружием, развитой экономикой, – желанный союзник. Наша страна может стать балансиром, склонившим весы мировой политики в ту или иную сторону. Поэтому Трамп стелет красную дорожку российскому президенту и лично его встречает. Реально оценивающей тенденции мировой политики части американского истеблишмента крайне важно выровнять отношения с РФ.
Украинский кризис – главное препятствие. В новом, многополярном мире Украина теряет геополитическое значение для американцев. Это в однополярном мире американцев интересовал каждый пятачок земли, будь то Афганистан или Сомали. В новом раскладе сил каждая «великая держава» будет стремиться консолидировать свою зону влияния, поставив под контроль прежде всего своих более слабых соседей. Контроль дальних территорий станет практически невозможным. Учитывая эскапады Трампа о Канаде, Панаме, Мексике, Гренландии, Китае, США намерены сосредоточить усилия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке. Украина – соседка Европы. Поэтому Трамп предлагает европейцам взять на себя бремя помощи Украине, повторяя, что это – не его война.
Дремавшая в либеральных грезах под ядерным зонтиком США европейская элита проснулась и начала спешно вооружаться, желая не упустить место одного из центров силы в новом мировом порядке. На роль лидера консолидации Европы претендует Германия. Характеристика ЕС как четвертого рейха перестает быть метафорой. Россия никогда не воевала с США. Историческое время сотрудничества между нашими странами больше, чем периоды вражды. В новых условиях Европа превращается в главного геополитического противника России.
Улучшение отношений с США не означает автоматического ухудшения с Китаем. Пример подает сама Поднебесная, которая в украинском конфликте поддерживала Россию, но весьма аккуратно, не переходя красные линии, очерченные США, и сохраняя с американцами гораздо лучшие отношения, чем РФ. В этих условиях России важно проводить гибкую политику, никого заведомо не считая неприемлемым союзником, но и не «залипать» на какую-то одну страну. РФ должна быть готова к коалициям в самых разных составах.
Становление нового миропорядка сопровождается фрагментацией мирового экономического пространства и закатом глобализации. Между тем главными бенефициарами глобализации являются крупнейшие банки США и транснациональные корпорации. Фрагментация затрудняет их глобальный бизнес. Они несут убытки. Они заинтересованы в торможении фрагментации. Эти структуры чрезвычайно сильны, и поэтому внутриполитическое положение Трампа шаткое. Возвращение глобалистов возможно, но вряд ли на долгое время. Тенденция многополярности уверенно пробивает дорогу. РФ же важно использовать время пребывания Трампа в Белом доме для выгодного России завершения украинского кризиса, а также для будущего возможного коалиционного сотрудничества.