Коллаж НГ-Online
На втором году «самодержавного» президентства Дональд Трамп все чаще получает отпор своим амбициозным захватническим затеям. А после промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2026 года он, вероятно, будет поставлен в достаточно жесткие рамки – финансовые и правовые. Этого «избавления» от произвола ожидают не только противники Трампа, но даже такой лояльный союзник США, как Тайвань.
Только что Трамп проиграл (по-видимому, окончательно) битву за ускоренную силовую американизацию крупнейшего в мире производства передовых полупроводников, сосредоточенного на Тайване.
По данным на 2025 год, доля США в мировых производственных мощностях микросхем составляла малые 11%. Однако, по прогнозам аналитиков TrendForce, к 2030 году соответствующая доля США должна удвоиться – с 11 до 22%, а к 2032 году составить уже 30%.
Эти наполеоновские планы у США связаны с надеждой на то, что знаменитый тайваньский холдинг TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) перенесет в Америку значительную часть своего производства. Еще в 2022 году при президенте Джозефе Байдене был принят закон «О чипах и науке», предусматривавший выделение 52,7 млрд долл. на стимулирование производства полупроводников в США.
TSMC начала строить в Аризоне целый кластер: три завода чипов, два «упаковочных» завода интегральных схем и центр технологических разработок – всего на 165 млрд долл. собственных инвестиций. Первый завод уже заработал, остальные строятся.
Ожидалось, что полномасштабное производство на площадках нового кластера развернется с 2030 года, и это изменит мировой рынок.
Сейчас Тайвань контролирует около 71% глобальной мощности по производству передовых полупроводниковых узлов. После создания тайваньских заводов в США доля острова уже в 2030 году должна сократиться до 58% и продолжить снижение. В свою очередь, американские производители электроники, используя внутренние поставки чипов, нарастят выпуск конечной продукции и свою рыночную долю.
Приход к власти Дональда Трампа сломал стройный бизнес-план и поставил Тайвань под жесткое давление, граничащее с шантажом. Против острова был с ходу введен 20-процентный таможенный тариф. В январе 2026 года стороны подписали соглашение о снижении тарифа до 15%, но по чипам США предъявили особые требования.
Министр торговли США Говард Латник заявил, что сверхконцентрация мирового производства микросхем вблизи Китая является геостратегической угрозой и требует неотложных радикальных действий. Была поставлена цель любой ценой увеличить долю США в производстве передовых полупроводников до 40% уже к концу срока президентства Трампа. А потому надо снимать и перевозить в США целые заводы. Иначе-де целевые пошлины на тайваньскую микроэлектронику могут быть подняты до 100%.
После шоковой паузы Тайвань решительно отказался – даже под угрозой введения 100-процентных пошлин – переносить 40% мощностей по производству микрочипов на территорию США. Об этом только что заявила вице-премьер и главный переговорщик по тарифным вопросам Чен Личун.
Она подчеркнула, что полупроводниковая экосистема острова – уникальная и сложная структура. Ее невозможно просто «скопировать и перенести» в другое место. Компании Тайваня продолжат ранее согласованное строительство заводов в США, но лишь параллельно с развитием основной базы – на острове.
Не помогло даже обещание американцев тем производителям, кто согласится на релокацию, дать квоты на беспошлинный ввоз в США готовой островной продукции – в качестве подъемного бонуса.
Афронт, полученный Трампом, – серьезный сигнал, значение которого выходит далеко за рамки общих торговых споров. Вопрос о том, кому будет принадлежать контрольный пакет в глобальном выпуске передовой микроэлектроники, – это вопрос о первенстве в цифровизации (включая оборот цифровых валют), в связи (включая космический компонент), в «умных вооружениях» и многом другом. Кроме того, в отказе даже Тайваня, чрезвычайно зависимого от Вашингтона, сделать полную жизненную ставку на США явно сквозит недоверие к самому Трампу и его фирменной непредсказуемости.
Как знать, не покажется ли в конце концов тайваньцам сделка с соседним Китаем более привлекательной перспективой?

