0
1446
Газета Авторские колонки Интернет-версия

28.05.2010 00:00:00

На подступах к шахматному трону

Марина Андрейкина

Об авторе: Марина Макарычева - мастер спорта СССР; Сергей Макарычев - гроссмейстер СССР, заслуженный тренер России.

Тэги: астрахань, гранпри, фиде, шахматы


астрахань, гран-при, фиде, шахматы Гроссмейстер Теймур Раджабов.
Фото с сайта azerisport.com

За недавним матчем в Софии, в котором чемпион мира Виши Ананд отстоял свое звание в поединке против хозяина поля экс-чемпиона Веселина Топалова, с огромным интересом следили все шахматные болельщики. Почти сразу по завершении софийских битв их внимание переключилось на другое соревнование – супертурнир в Астрахани, которым завершалась престижная серия Гран-при ФИДЕ.

Постоянно менявшиеся правила розыгрыша высшего шахматного звания наконец-то обрели к началу прошлого года более или менее законченный и логичный вид. Сначала ФИДЕ отказалась от своего сомнительного детища – лотерейных чемпионатов мира по нокаут-системе. Затем вернула столь милые сердцам болельщиков со стажем матчи за главный шахматный титул. Так ФИДЕ смогла не только объединить расколовшееся в 1993 году шахматное сообщество, но и возродить былое уважение к самым главным соревнованиям своего международного календаря.

Помимо прочего престижная серия Гран-при ФИДЕ была призвана назвать имена двух участников претендентских матчей следующего цикла. Родившаяся полтора года назад в недрах Международной шахматной федерации идея таких матчей вызвала неоднозначную реакцию. К этому времени уже завершились два этапа Гран-при и все полагали, что очередной соискатель шахматной короны будет определен в матче между победителем продолжавшейся тогда серии и будущим обладателем Кубка мира. Однако необходимость «подчистить хвосты» предыдущих циклов и удовлетворить амбиции тех участников Гран-при, которые были недовольны переносом третьего этапа серии с теплого побережья Аденского залива в заснеженную декабрьскую Элисту, привела к тому, что в ходе уже начавшегося отбора были решительно пересмотрены его правила.

По предложению президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова было решено вместо одного финального матча претендентов провести соревнование сразу восьми гроссмейстеров. Один из них – американец Гата Камский – согласился сыграть финальный матч предыдущего цикла против Веселина Топалова на поле соперника в Софии за гарантированное для себя место на этом форуме. Другой – любимец западноевропейских болельщиков Магнус Карлсен – просто не стал поднимать шума. И хотя полного консенсуса всех заинтересованных сторон достичь не удалось, новая формула выглядела настолько привлекательной и сбалансированной, что была принята шахматным миром без каких-либо протестов и нареканий.

Кому же помимо Камского и Карлсена достались вожделенные претендентские места? Это Веселин Топалов (Болгария) – проигравший в недавнем матче за шахматную корону, Владимир Крамник (Россия) – обладатель второго (после Магнуса Карлсена) наивысшего рейтинга, Левон Аронян (Армения) – досрочный победитель Гран-при ФИДЕ, и Борис Гельфанд (Израиль) – победитель Кубка мира. А имя еще одного посланца на престижный форум должен был как раз назвать заключительный астраханский этап Гран-при.

Перед его началом наилучшие шансы на успех были у бакинца Теймура Раджабова, однако буквально на пятки ему наступали китаец Ванг Йе, другой бакинец Вугар Гашимов, державшиеся чуть поодаль россиянин Дмитрий Яковенко, венгр Петер Леко и не нуждающийся в рекомендациях львовянин Василий Иванчук.

Благодаря отличной игре на старте и в середине соревнования вперед вырвался Гашимов, тогда как Иванчук, Ванг Йе и Раджабов утратили, как казалось, мало-мальски серьезные шансы на успех. Тем не менее финиш соревнования проходил на редкость драматично. Словно дразня и насмехаясь над потенциальными претендентами, судьба поочередно давала шансы то одному, то другому, а затем сменяла милость на гнев.

Так, в 11-м, третьем с конца туре Вугар Гашимов проиграл Руслану Пономарёву, позволив Темуру Раджабову, обыгравшему в этот день еще одного бакинца Шахрияра Мамедьярова, догнать себя. В результате к Раджабову вернулись отличные шансы на выход, однако самую серьезную конкуренцию ему составляли помимо Гашимова еще двое участников: Дмитрий Яковенко и китаец Ванг Йе.

Заключительный тур был, как казалось, весь соткан из затаенных интриг и скрытых противоречий. Теймуру Раджабову, игравшему белыми фигурами с Ванг Йе, победа гарантировала успех вне зависимости от результатов конкурентов. Ничья устраивала его лишь в том случае, если Яковенко не сможет обыграть белыми Владимира Акопяна, а Вугар Гашимов – черными Петера Леко. Именно это хорошо знакомое любому шахматисту «раздвоение личности» едва не сыграло с Теймуром злую шутку. Когда часа через два после начала тура стало очевидно, что конкуренты не выигрывают, сам Раджабов был также вынужден вести в окончании без пешки трудную борьбу за спасение. Если бы Ванг Йе смог в этой партии одержать победу, то именно он, не имевший на протяжении всего турнира практически никаких шансов на успех, вскочил бы в последний момент на подножку уходящего претендентского поезда.

Однако Раджабов все-таки устоял, оформив тем самым свои претендентские полномочия. Любопытно, что борьба за вторую путевку на претендентские матчи полностью задвинула на второй план главный вопрос любого «обычного турнира» – вопрос о борьбе за первое место. Место это, не оставив практически никаких шансов конкурентам, занял харьковчанин Павел Эльянов, чьи великолепные результаты последнего времени вознесли его на первые строчки мирового рейтинг-листа.

Турнир завершился, определив седьмого, но так и не назвав имя последнего, восьмого участника претендентских матчей. Разгадка этого ребуса зависит от решения целого комплекса дипломатических и даже межгосударственных проблем. Согласно принятым правилам организаторы предстоящего претендентского форума имеют право пригласить по своему выбору элитного гроссмейстера, который в силу своего статуса и высокого рейтинга «не испортит обедни». Поскольку наилучшие финансовые условия для проведения соревнования уже давно предлагает Баку, основным кандидатом на восьмое претендентское место является Шахрияр Мамедьяров, шестой номер в официальном или седьмой – в текущем списке рейтингов сильнейших шахматистов планеты. Однако вопрос еще не решен, ведь среди участников матчей давно значится и Левон Аронян, поединки которого (в силу хорошо известных исторических причин) придется проводить не в Баку, а в Москве, Элисте, Сочи, Тбилиси или в той же Астрахани. Существенно осложняют ситуацию и напряженность, и нездоровые страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг грядущих выборов президента ФИДЕ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
918
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1103
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
872
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1042

Другие новости