0
6064

04.09.2003 00:00:00

Синдром богомола

Тэги: Кайуа


Роже Кайуа. Миф и человек. Человек и сакральное. / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Зенкина. - М.: ОГИ, 2003, 296 с.

Два ранних, но значимых труда Роже Кайуа (1913-1978) - в юности сюрреалиста, затем эссеиста, ученого, члена Французской академии (1971) - вышли на русском языке в серии "Антропология/фольклор". Идейный контекст сочинений Кайуа задается творчеством его учителей, коллег и единомышленников: с одной стороны, это классик социальной антропологии Марсель Мосс, мифолог Жорж Дюмезиль и другие члены благопристойного научного братства, с другой - радикальные идеологи и писатели: Анри Бретон, Жорж Батай, Мишель Лейрис.

"Миф и человек" написан в 1937 году. Создавая оригинальную мифологическую концепцию, Кайуа демонстрирует широкую осведомленность в области этнологии, истории и социальных наук, однако не ограничивается общепринятым методологическим полем. Кайуа выходит за рамки гуманитаристики и прибегает к данным психоанализа, общей биологии и даже инсектологии. Попадая, таким образом, в положение "вне игры", Кайуа создает головокружительно захватывающие интеллектуальные романы, которые уже не подлежат суду по строгим академическим правилам.

Функция мифа, по Кайуа, - воображаемое проигрывание табуированных ситуаций: "мифология является столь волнующей для человека лишь постольку, поскольку выражает индивидуальные или социальные по своей структуре психологические конфликты и дает им идеальное разрешение". Мифологический герой при этом уподобляется преступнику - нарушителю узаконенных запретов, а ритуал именуется "дозволенным эксцессом". Тут Кайуа делает одно принципиальное дополнение: воображаемые в мифе ситуации "сверхдетерминированы" не только психологически, но и биологически. Желаете больше конкретики? Пожалуйста: самка богомола, пожирающая самца во время и после совокупления, - это "объективный" природный прообраз извечного страха мужчины перед женщиной. Отсюда - и "комплекс кастрации", и многочисленные, со знанием дела пересказываемые автором архаические мифы и экзотические обычаи.

Рассчитавшись с биологическими "сверхдетерминациями" мифа, Кайуа переносит свое внимание в сторону общества. От замешенных на мифологических дрожжах древнекитайских политических обычаев он, попутно коснувшись особенностей минойской культуры, переходит к детальному описанию литературной мифологии Парижа, которое неудержимо вызывает в памяти куда как более поздние работы Владимира Топорова и его последователей о "петербургском тексте". И снова - глобальный вывод: романтизм - "поэзия убежища и бегства", подлинной силой "порабощающего давления" (а в этом, по Кайуа, и заключается предназначение искусства) обладает только реализм!

Предмет второй включенной в сборник работы - теория сакрального. Интеллектуальная дерзость и страстность изложения, тщательно собранный фактический материал и блеск логических построений - всего здесь в избытке. Кайуа смело уравнивает святость и скверну как два полярных проявления сакрального - той силы, что противостоит упорядоченному ходу вещей и в то же время является его источником, вызывая и почтение, и страх, и даже брезгливость. Вслед за Эмилем Дюркгеймом он подчеркивает непроходимость границ между профанным и сакральным, их взаимную враждебность.

К работе прилагаются три написанные позже, уже в 40-е годы, научных эссе, которыми автор дополнил второе издание "Человека и сакрального". Полемизируя с Йоханом Хейзингой, Кайуа выводит игру из сферы сакрального. В войне же он видит "пароксизм современного общества" - аналог архаических празднеств: это тот "хронотоп", где сакральное выходит на первый план, сметая привычный уклад жизни: период не накопления, а траты, не диссоциации, а сплочения. Похоже, однако, что Кайуа собственный пароксизм по поводу войны выдает за фактическое положение дел: "...общество призывает всех своих членов сделать коллективный рывок, внезапно ставит их бок о бок, собирает вместе, дрессирует, строит в ряды, сближает телом и душой"┘ Не кроется ли под примеряемыми автором игрушечными доспехами "позитивного исследователя" юношеское упоение едва промелькнувшим отблеском истины?

Кайуа - сторонник "тоталитарного знания", его не интересует теория без практического приложения: "...нет ничего более обременительного и даже пагубного, чем бесполезная истина". Он профетически взыскует новой рациональности, нового искусства, нового человека, нового общества - да чуть ли не буквально "нового неба и новой земли"! Читателя не покидает ощущение, что сквозь толщу логических построений проступают контуры личного мифа Кайуа. Недаром он стоял у истоков Коллежа социологии - неформального сообщества, полагавшего одной из своих целей не что иное, как┘ собственноручное возрождение и распространение сакрального в нашем профанирующем мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
420
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
461
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
187

Другие новости