0
1122

12.01.2006 00:00:00

Дети Лимонова

Тэги: фалеев, дебют, проза, герой


Герой повести Дмитрия Фалеева - нынешнего лауреата премии "Дебют" в номинации "Крупная проза" - молод и амбициозен. Жизнь его - лихорадочный поиск сексуальных партнеров. Порой ему удается затащить девушек в постель, иногда нет. В этом интрига, но поскольку автор "с претензией", то на эту нехитрую сюжетную ось нанизано множество культурных реминисценций, барочных стилистических отступлений и неубедительной самоиронии. Главного, однако, не скроешь. Свое жизненное кредо автор формулирует так: "┘В сущности, успеха и славы добиваются вовсе не гении, а их женщины. Для этого им собственно и нужны гении. А те, в свою очередь, хотят только женщин; для этого им нужен успех". Успеха Дмитрий Фалеев добился, так что теперь у него наверняка с женщинами все в порядке.

Лимонов, гуру нового литературного поколения, вслед за своими западными учителями легитимировал натуральность (а следовательно, и правоту - в духе ходячего афоризма про естественность и непостыдность) юношеской гиперсексуальности. Но он произвел еще одну важную операцию: снял маску с супермена-мачо - и оказалось, что под ней скрывается человек хоть и с повышенным градусом витальности в крови, но при этом по сути слабый и закомплексованный. С тех пор юноши-авторы, возжелавшие "успеха и славы", делают ставку на собственную униженность и некоторую даже "немужественность". Скажем, неумение дать сдачи уличному хулигану стало в молодежной исповедальной литературе признаком хорошего тона.

За основу сюжета берутся уже не сексуальные победы, а сексуальные поиски и ошибки. Впрочем, без финального выигрыша они себя не мыслят - к чему "заголяться и обнажаться", если это не предполагает хотя бы символических бонусов. Образ героя раздваивается: он завоевывает сердца и пространства, но остается ранимым эротоманом с широко открытыми завидущими глазами.

Но на этом духовные приключения молодого героя не заканчиваются. О том, что его ждет дальше, поведано Захаром Прилепиным. Герой рассказа "Ничего не будет" ("Новый мир", 2005, # 5) женат, он любит свою жену, у них двое сыновей. "Никогда моя любимая не желала себе подобное родить. Может, оттого, что сама была девочкой взбалмошной и своенравной, пока я не сцепил жадную руку на ее запястье и не дал ей дитя свое вынашивать - в ущерб девичьей легкости, но мудрости человечьей во благо". Мышеловка захлопнулась: "мысль семейная" восторжествовала над сексуальным анархизмом. Что ж, нельзя не порадоваться: у молодых мужчин-писателей процесс духовно-полового созревания проходит без аномалий - так, как "от века заведено". Дурашливая промискуинность в свой черед уступает место просветленной моногамности.

Я думаю, пришло время заговорить о возникновении нового жанра - "мужского любовного романа". Он кристаллизуется у нас на глазах, из-под обломков лимоновского влияния, из-под груды филологического бравирования и многократно усиленных фидбэком волн взаимных подражаний. В двух словах архисюжет мужского романа можно сформулировать так: от подросткового онанизма - к жениховству и счастливой женитьбе. Внутри этого канона, разумеется, возможны акценты и вариации: например, "холостяцкий роман". Простор открыт и для сиквелов: история послесвадебных адюльтеров и новой, теперь уже окончательно счастливой перемены участи.

Разумеется, сама идея не нова, но сегодня она звучит по-новому. В классическом западноевропейском романе любовь - это венчающаяся вечным союзом встреча двух сердец, как она в христианской перспективе видится автору-мужчине. Если любовь неразделенная, это становилось трагическим намеком на неполноценность мироздания. Однако в ХХ веке на волне женской эмансипации абсолютистская схема рушится: в литературу приходят женщины и показывают, что в поиске брачного партнера определяющим является момент манипуляции. Романы в духе "Как выйти замуж за миллионера" демонстрируют перипетии женского сознания, занятого (в контексте романной логики) единственно достойной женщины целью - сексуальной охотой. Похоже, мужчины решили взять реванш и выступить с собственными свидетельскими показаниями по делу о войне полов.

В этом контексте сама премия "Дебют" и прочие литмероприятия, призванные поощрять молодых авторов (в частности, ежегодные писательские слеты в Липках), представляются глубоко законспирированным матримониальным институтом - ярмаркой женихов. Писатели заманивают девушек в литературные сети, потом описывают свои приключения в свежих романах - и в случае премиального резонанса повышают свой брачный рейтинг. Беда в том, что их пока мало кто читает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
484
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
596
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
186
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
660

Другие новости