0
1899

13.03.2008 00:00:00

Удовольствие косноязычить иначе

Тэги: калитин, россия, книга, икона


калитин, россия, книга, икона Эта стилизация также отражает тайну русской души.
М.Ларионов. Курильщица. 1920-е. ГТГ, Москва

Петр Калитин. Россия – не для «нормальных». – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 352 с.

Такие книги не рекомендуется читать от корки до корки: достаточно взглянуть на переднюю и заднюю обложки, чтобы без аннотации понять, чему посвящена книга. Спереди – икона, утопленная в черном, словно иконописный эквивалент «Черного квадрата» Малевича, которая отражает тайну русской души. Сзади – фотография автора в девятимесячном – голеньком – возрасте с краткими биографическими данными: «Калитин Петр Вячеславович – профессор; доктор философских наук и осознавшийся: безумец – с 1961 года рождения».

Авторская морфемная манера философствования доводит до абсурда этимологическую аргументацию, широко распространенную в философии языка, когда смысл того или иного слова подчеркивается дефисным отделением корневого морфа от остальных частей. Калитинское письмо не поддается однозначной трактовке: диапазон определений разбросан от косномыслия до косноязычия. Игра в косномыслие оборачивается кентаврическим косноязычием, которое посредством ассоциативного сращения оставляет читателя на самом минимальном смыслоразличительном уровне – фонемном. Вот небольшой отрывок: «Что до сих пор составляет – исподнее – «интеллигентское» – ноу-хамство! – «всеедино-единой» – «абсолютистской» – «духовно»: смерд-я-щей – власти, которая как раз и нуждается – в аподиктически! – «кротких» – «новокрещенных» – «четвереньковых» – и в лучшем – эвфемистическом – варианте: в «таинственных» и «стихийных» – «объектах» – своего – с-ш-ут(ь)-овского и заклято-идолопоклоннического – познания России <┘>».

Только на первый – поверхностный – взгляд такой стиль может показаться философическим бредом. Калитин перелагает жития русских юродивых на русском юродивом языке, заставляя классическую мысль помалкивать в дискурсивном углу. Несмотря на то что философия в XX веке стала крайне лингвоцентричной, проблема бессмыслицы в ней до сих пор не поставлена. Чтобы высказать бессмыслицу, необходимо отказаться от доминанты смысла, по возможности избежав вторичной семантизации, при которой смысл навязывается даже бессмыслице. Речь не идет о создании специального антиязыка, являющегося зазеркальным отражением естественного языка. Стилистические эксперименты Калитина позволяют означающим игнорировать означаемые: смыслы просто не успевают оформляться в языке, а сами означающие не подвергаются принципу «изначального опоздания», воплощенного в тютчевской строке «мысль изреченная есть ложь». Возможно, что авторская мысль прорывается сквозь словесный абсурд, однако ее онтологический статус от греха подальше оставить без вопрошания.

Тексты Петра Калитина – настоящая находка для творческой филологии. Михаил Эпштейн обнаружил бы в них множество примеров обыгрывания русского языка и его стилистических приемов. Калитин пытается юродствовать на языке философской терминологии, обнажая ее искусственный и технический характер. В результате мы получаем омонимично-паронимичный салат, конкурирующий с перформативным абсурдом – сюрабсурдом. Порой создается впечатление, что перед нами смысловой палимпсест, а если воспользоваться федоровской метафорой языка мысли, то – палимпсестный язык калитинского мышления, распадающийся, будто религиозный бред, перед Богом.

Можно предположить, что Калитин только потешается над проницательным читателем, загромождая его понимание языковым экзорцизмом. Правда, более рассеянно вчитываясь в его тексты, приходишь к выводу, что в них затруднено само непонимание, а бессмысленность пришпорена на пороге языка как дома бытия: «Да, столь тождественно-оборотническое и – «нравственно»! – «абсолютистски» – иде-т-альное – кумиротворение – «ест(ь)-ественно»: сс-ми-рр-енно и – язычно – за-является – самым лукавым: «христианственно»! – «любвеобильно»!! – самозвано: «благодатным»!!! – «просвещением» – в однозря-чно: по-лож(ь)-ительной – «натуре» – когда наше антропоцентрически: снобистское и не покаянное! – я = не-я – получает – уникальный – без кавычек: самобытный – и со-п-ли-псично: культ-урн-ый! – шанс – у-доб-р-ен-но и – намертво – укорениться! – в своей рабской и – абстрактно: цель-ной – у-гроб-е – с чистотной – «интеллигентски»– и нигилистически: обессовестнейшей! – «супер-совестью» – секуляризованной – считайте: благочестиво! – перед воплощенным и – сверх-обольстительно: очевиднейшим! – «позитивом»: «света» – «духа» – и без того четвереньковой – аминь: «общечеловечины»! – после – вместо – против! – Христа┘»

Конечно, можно посетовать на то,Э что косноязычие косноязычию – рознь, сославшись на отсутствие глубокой мысли за подобными стилизациями. А можно усмотреть за этим прецедент косномыслия, автор которого не стесняется критической хулы и «слишком философского» недопонимания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
414
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
454
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
183

Другие новости