0
2302

11.09.2008 00:00:00

Эстетика трансцендентного

Тэги: философия, искусство, отношение


Философ Валерий Диденко рассматривает сакральную сущность искусства и его отношение к сфере духа. В настоящее время автор работает над новой книгой «Эстетика трансцендентного».

– Валерий Дмитриевич, как бы вы охарактеризовали современную русскую философию?

– Достаточно полным ответом на этот вопрос может быть только капитальное монографическое исследование (время для которого, как мне представляется, уже пришло) всего многообразия философской мысли в России в постсоветский период в различных аспектах: процесс распада старой и становление новой философско-мировоззренческой парадигмы, вызревание новых школ в философии и их отношение к существовавшим ранее традициям философствования, анализ состояния отраслей философского значения – классической метафизики, эпистемологии, логики, философской антропологии, этики, эстетики и другого, а также место русской философии в системе национальной и мировой культуры и так далее.

Мне кажется, что никакого «заката» русской философии не происходит, о чем я уже устал читать и слышать. Причем говорят об этом, как правило, те философы, которые в конце 1980-х годов оказались в сложной ситуации интеллектуального и мировоззренческого выбора – с одной стороны, происходил распад марксистско-ленинской философии и нарастали разочарования в ней, причем тотально, а не выборочно, в то время как новая генерация философов едва ли не отождествляла марксистскую философию со всей отечественной философской традицией, не успев постичь последнюю в необходимом объеме, что было не их виной, а бедой. Прочитать и осмыслить тексты великих русских мыслителей Серебряного века было сложнее (вспоминается, как самому приходилось по «спецразрешению» читать в спецхране Ленинки за решеткой – тот, кто там бывал, помнит, что дверь в спецхране была действительно решетчатой, – Соловьёва, Флоренского, Ильина, Бердяева, Франка), чем переводную литературу западных философов ХХ столетия, в которых открылось много нового и нетривиального. На западную философию случился издательский бум, и только несколько лет спустя некоторые наши издательства стали активно издавать русскую философскую классику.

Произошло так, что многие молодые философы оказались приверженцами, а порой рьяными адептами различных западных философских школ и концепций, не успев по-настоящему оценить и, если хотите, полюбить отечественную философскую традицию. Вспоминаются слова Алексея Лосева, сказанные по другому поводу, но, по сути, о том же: «Русские люди будут читать немцев, не понимая и не зная, что это было у нас гораздо раньше и притом гораздо значительнее, богаче». С той поры так и существует эта «прозападническая» доминанта в нашей философии, впрочем, не только в философии, но и в сознании значительной части интеллектуальной элиты страны, не заметившей, как из одной философской (марксистской) утопии она оказалась в другой – постмодернистской.

– Каким образом вы бы связали понятие духовности с понятием (материальной) чувственности (чувствительности), особенно в свете поиска новых духовных практик?

– По сути, это вопрос о том, можно ли говорить в каких-либо отношениях и аспектах о материально-предметном в духовном и идеальном, а о духовном, в тех или иных формах присутствующем в природном Универсуме, его материально-вещном, энергетическом и информационном бытии?

Сейчас, и это уже входит в современную философско-мировоззренческую парадигму, происходит активная реконструкция идей герметизма, эзотеризма, гилозоизма, пантеизма и других течений, содержащих в разных формах указание на онтологическую слитность материи и духа, бытия и сознания вплоть до их тождества. Эта реконструкция совпала по времени со всплеском интереса к данной проблематике в естествознании (например, книга по квантовой физике Майкла Талбота «Голографическая Вселенная»), психологии (трансперсональная психология Станислава Грофа), информатике (труды Николая Заличева, Альберта Кочергина, Виктора Кремянского, Ивана Юзвишина и других).

В этих и других исследованиях, которые блестяще обобщил замечательный философ Герасим Югай в книге «Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии», создав собственную теорию «живой», «одушевленной», голографической Вселенной, всё более институализируется идея «материальной чувственности».

Наука и философия приближаются к признанию и легитимации того, что для поэзии и искусства «как мгновенной метафизики» (Гастон Башляр) было всегда органично присуще в его стремлении к универсальному единству с природным универсумом, одушевление всех форм живой и неживой материи и пантеистическое ее восприятие.

– Можно ли понимать искусство как инвариант социальности? Каковы философские последствия развития искусства как антисоциального явления?

– Нет, конечно, поскольку в качестве художественно-эстетической модели мира искусство бы перестало существовать. Безусловно, искусство социально, особенно в институциональных формах бытования (творческие объединения, союзы, академии, учебные заведения, органы управления и тому подобное), осуществляя в своей ипостаси ряд социальных функций (социально-организующую, коммуникативную и другие). Однако искусство, выполняя свои культуротворческие функции, создает иную форму реальности – духовную, которая обладает колоссальной автономией по отношению к социальному контексту своего существования. Оно, как правило, «вываливается» из своей социальной матрицы, то превосходя ее, то перевоссоздавая, а то и расшатывая и разрушая те или иные атрибуты социальностей (вспомним революционизирующую роль искусства в общественной жизни России ХIX–XX веков).

Поэтому искусство подчас оказывается в положении антисоциального явления. Так случается и тогда, когда искусство, идеализируя действительность, создает художественно-эстетические утопии, ангажированные властью (например, искусство социалистического реализма). Слово «антисоциальное» я бы заменил на более мягкое – «асоциальное». Асоциальность, эстетическая дистанция, «вненаходимость» – необходимые условия полноценного художества. При этом необходимо понимать, что эти качества искусства имеют конкретно-историческую природу и в разных социальных и исторических контекстах проявляют себя по-разному.

– Ваше отношение к проекту философа Виктора Бычкова по изданию целой серии книг по всемирной эстетике.

– Потребность в подготовке такой серии просто кричит о себе. Конечно, осуществление столь масштабного проекта потребует титанических усилий – интеллектуальных, организационных, финансовых. Но вся предшествующая и нынешняя научная деятельность и удивительная творческая активность Виктора Васильевича как одного из бесспорных лидеров отечественной эстетики говорят о том, что проект состоится. На фоне духовного одичания, которое происходит во многих сферах нашей жизни, деэстетизации и дегуманизации индивидуального и общественного бытия, разрушения базисных духовных ценностей, реализация этого проекта будут иметь огромное культурно-просветительское, научное и актуально-социальное значение.

– Вы готовите книгу об эстетике трансцендентного. Что это такое?

– Книга «Эстетика трансцендентного» задумана и пишется как развитие некоторых идей «Эстетики преображения». В последней лишь в постановочной форме рассматривались природа и особенности двух типов мироотношения – имманентно-эмпирического и трансцендентно-эйдетического, лежащих в основе разноуровневой интенциональной структуры эстетического сознания, которые детерминируют наличие в мировой художественной культуре бесконечно большое разнообразие художественно-эстетических систем и стилей.

В новой книге я пытаюсь показать детальнее культуропорождающее значение трансцендирования, особенности функционирования трансцендентной интенции художественного сознания не только в искусстве и его конкретно-исторических формах, но и в других сферах духовного бытия – философии, религии, науке, вненаучных формах познавательной деятельности (эзотерическая, эстетика, некоторые духовные практики восточной традиции – индуизм, даосизм, суфизм).

Сверхзадача исследования может быть сформулирована как попытка показать сложную и драматическую дихотомию в истории культуры и ее современном состоянии имманентно-эмпирической интенции сознания и соответствующих ей репрезентаций в духовной жизни (актуализация временного, конечного, земного – дочеловек, человек) и трансцендентно-эйдетической интенции (актуализация вечного, бесконечного, космического – сверхчеловек – Богочеловек).

Не останавливаясь на терминологических нюансах, скажу только, что мои представления о проблеме именно в данной постановке не возникли спонтанно, а являются некоторой проекцией и рефлексией над сложившейся в русской философии, эстетике и искусстве конца ХIХ – первой половины ХХ веков (от Владимира Соловьёва, Семена Франка, Василия Розанова, Дмитрия Мережковского до Даниила Андреева) системе идей, открывающих мышлению возможность трактовать, как писал Мережковский, «переход человеческого в божеское не только через духовное, но и через животное незапамятно древняя и вместе с тем самая юная, новая, пророческая дума, полная великого страха и великого чаяния: как будто человек, вспоминая о «зверском» в собственной природе, то есть о незаконченном, движущемся, превращаемом... вместе с тем предчувствует, что он человек – не последняя достигнутая цель, не последний неподвижный венец природы, а только путь, только переход, только временно через бездну переброшенный мост от дочеловечного к сверхчеловечному, от Зверя к Богу».

Эстетический трансцензус является наиболее универсальным, надежным и общечеловеческим посохом, помогающим в преодолении этого пути, в происхождении моста над бездной, в которую падают подчас и человек, и этносы, и целые цивилизации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
359
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
379
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
245
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
158

Другие новости