0
1194
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.01.2003 00:00:00

То, что внизу и рядом

Тэги: Бек, стихи


Татьяна Бек. Узор из трещин: Стихи недавних лет. - М.: Аналитика, 2002, 112 с.

"Кривой автопортрет на фоне кривой яви" - называет свое творчество Татьяна Бек. Евгений Рейн в предисловии выражается еще более туманно: "Стихи Татьяны Бек произрастают из глубокого внутреннего слоя и стремятся куда-то вверх и вдаль". Что там - наверху и вдалеке - никто не знает, а здесь┘ А здесь: "Я надвину беретку мамину, / Макинтош подпояшу вервием - / И почапаю в Рощу Марьину, / Распевая в мажоре "Реквием": / - О, звезда моя грандиозная, / Полоумная, неугодная, / Корабельная, тепловозная, / Самолетная, пешеходная┘"

В книге собраны не только стихи, но и, как уверяет аннотация, "лирическая проза последних лет". Прозы, откровенно говоря, немного. Текст для журнала "Знамя" - по поводу вручения журнальной премии. Он же, кстати, и послесловие, точнее - автопослесловие. И небольшой фрагмент не столько лирической, сколько мемуарной прозы (полагаю, это только начало, во всяком случае, я с интересом прочел бы продолжение). Итак, проза поэта. И вот как это делается. "В первый класс я пошла в школу # 144, а учительницу звали Евгения Терентьевна. Больше не помню ни-че-го". Где здесь, спросите, поэзия-то? А вот где: "Нет, кое-что помню". И далее - подробно и обстоятельно - о школе, об "ужасах детства". О следующей школе, # 152, учительницей в которой была Лидия Николаевна. Ее (Лидии Николаевны) учениками были, еще до войны, Зоя и Шура Космодемьянские. Потом ШРМ - школа рабочей молодежи. И пр. и пр. В этом и состоит проза поэта - ничего не помню! Но кое-что┘ и - дальше уже нет удержу. Такова, впрочем, не только поэтова проза, таковы вообще поэты. Не знают - куда их заведет речь, воспоминания, кривые и прочие автопортреты.

Стихи, наверное, и впрямь стремятся куда-то вверх и вдаль, да только и читателю, и автору куда интереснее то, что внизу и рядом. Бек не скрывает своей привязанности к моменту, к приметам времени: живой человек должен оставлять живые следы, живые памятники. Все остальное, все, что вне времени, - и впрямь пижонство.

Татьяна Бек - несмотря на вычурность, изощренность, утонченность стиха - бесконечно далека от этого самого пижонства. Да, слова завораживают, да, половина стихов - смесь заклинания и молитвы, но все равно: исповеди здесь гораздо больше, чем заповеди. Перед нами лирический дневник, а не магические письмена. Магия (если она вообще возможна в стихах) присутствует незримо, неразличимо. Только так, кстати (исподволь, незаметно), она и может воздействовать на людей. Читателей, слушателей, сочувствователей.

А Бек, конечно, страстно ищет сочувствия - отсюда и приметы времени. Мы с вами одной крови, уверяет автор, из одного теста, так дайте же мне рассказать то, что я чувствую. Ведь то же самое сейчас (вчера, завтра, когда-нибудь) чувствуете и вы. "Се человек. Влюбляется, и врет, / И делает запасы из варенья. / ┘Вниз головой - и задом наперед / - и руки-крюки - и┘ Венец творенья!" А что, разве не так?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
988
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1181
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
931
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1125

Другие новости