0
1202
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.02.2003 00:00:00

А в Америке - день...

Тэги: Яковлев


Александр Яковлев. Осенняя женщина: Рассказы и повесть. - М.: Хроникер, 2003, 222 с.

Современные писатели очень прагматичны. Пишут романы, упорно отказываясь сочинять рассказы. Все равно все премии за романы вручают. И публика читающая к романам больше привыкла. Роман ведь - как сериал. Если с первых пяти страниц читать не бросил, значит, будешь до самого конца мучиться - ждать, что же там будет дальше.

Рассказ, напротив, жанр до предела честный. Тут не обманешь. Зато - гамбургский, как говорится, счет. Олег Павлов в предисловии настаивает: "Любимые герои Саши Яковлева - это дети. Маленькое, а не огромное. Мирок, а не мир". Наверное, так оно и есть. Ведь у некоторых и рассказы-то - как повести. А здесь и в самом деле: две страницы - и все ясно. Целый мир (или мирок), целая вселенная. Своя, небольшая вселенная. Со своим устройством, со своими галактиками, солнечными системами, большим взрывом и пр. У Яковлева даже рассказ объемом в страницу и тот разбит на несколько частей. Зато и читать можно - не как триллерок про чеченов, а каждый рассказ отдельно.

Про двух забытых композиторов - Александра Варламова и Алексея Верстовского. Которые, конечно, не Бах с Бетховеном, но все же┘ "Не шей ты мне, матушка┘" - знаменитый ведь романс. Автор его Александр Егорович Варламов, напечатан романс в сборнике "Музыкальный альбом на 1833 г.". "Стоит ли упоминать, что сборник посвящен Верстовскому?"

Про остров Сахалин. С цитатами из Чехова в конце каждой главки. Про ЦДЛ и эволюцию его. Про князя Александра Николаевича Голицына, баловня судьбы. Про первого русского министра финансов графа Алексея Ивановича Васильева и швейцарца Гаиля, "быстро научившегося откликаться на обращение Иван Христофорович". Про больших и маленьких людей. Про "ба-бах", например, детишек с пистонами.

"Ба-бах! Мафия бессмертна! - орут пацаны. - Ох, вырастут рэкетирами, - обмирает ветеран Петров. - Деда, когда мне пистолет купишь? Обещал ведь, - пристает к нему белобрысый внук. - Мне вон тоже┘ пенсию повысить обещают, - устало отмахивается Петров. - Ужинать, - зовет хозяйка и старого, и малого. И тот и другой не сразу и ворча покидают двор. И вскоре тишина и тьма за окнами. Ночь наступает. А в Америке, наверно, - день".

А в Америке, наверно, - день. Ну откуда вот это самое "наверно"? Ведь точно же, точно известно, что если у нас ночь, то в Америке - день. А все потому, что не мир, а мирок. Кто его знает, как он устроен? Он ведь такой маленький, такой хрупкий. Посмотришь на него, чтобы понять устройство, а он и развалится. Антропный принцип, как в современном естествознании. Так что лучше не трогать, не разрушать. Но скорее всего и в этом мирке, как и в большом: если у нас ночь, то в Америке - день. Наверно.

В книжке Яковлева - исторические новеллы, новые русские и просто детские сказки. То есть не сказки, конечно, а былины. Потому что героические и потому что - правда. Хоть и происходит действие порой в незапамятные времена, "когда между страной детей и временем взрослых проходила граница". Впрочем, это лишь знаем и понимаем, что все описываемое - правда. Сам рассказчик ни в чем подобном не уверен. А потому всегда сверяется с персонажами. Сначала идет рассказ "Две шляпы" - забавный, кстати, в самом деле про две шляпы. Ну еще и про две удочки, про щуку еще и про мокрые брюки. А через три страницы - рассказ "Доля вымысла": " - А рассказ обо мне почитаешь? - Ну┘ ради такого случая┘ И я ему читаю "Две шляпы". Он слушает молча, не перебивает, даже не вертит в руках любимую рулетку. - Только все это неправда, - говорит он, когда я замолкаю. - И никакой шляпы я не ронял. - Ну, шляпы не ронял, - соглашаюсь я. - А остальное? - Значит, и остальное тогда неправда┘"

Остальное - все-таки правда. Да и про шляпу - правда. Потому что если у нас день, то в Америке - ночь. Наверно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
999
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1188
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
939
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1129

Другие новости