0
1352
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.07.2003 00:00:00

Да здравствует умная глупость!

Тэги: Нельдихен, поэзия, жизнь


Жил-был поэт Сергей Нельдихен (1891-1942), которого нынче мало кто помнит и знает, а зря. Хорошо бы переиздать его сборнички начала 20-х: "Ось", "Органное многоголосье"┘ Посещал гумилевский (третий, накануне расстрела мэтра) Цех поэтов, балансировал на грани меж сходящим на нет акмеизмом и зарождающимся обэриутством, был выведен Ольгой Форш в "Сумасшедшем корабле" под именем Эльхан, позднее попал в ссылку в Среднюю Азию. В начале войны погиб в лагере┘ А как здорово все начиналось!

Летними вечерами мы
играем в прятки, в горелки,
в жмурки.
Дети, когда вы играете, вы
не бываете так веселы, -
Вы веселитесь,
прыгаете,
потому что в вас много
мышиного, стрекозиного,
заячьего,
Ваше веселье и ваша дружба недолговременны и
случайны, -
Кто-нибудь из вас упадет,
разобьет себе нос, - и вы
плачете┘
┘Мы же взрослые
мужчины
и женщины,
Мы все влюблены друг
в друга,
И нам приятно видеть мир
таким,
как он есть в
действительности.

Каково? Друзья по цеху называли его русским Уитменом, гением стихотворенья в прозе, апостолом глупости, а то и новейшим Гоголем, на коего Нельдихен, будучи тощим и длинноносым детиной, сильно смахивал и это сходство культивировал, нося гоголевскую прическу и особую бархатную пелерину┘ Стихи свои, писанные от лица отборного, торжествующего и счастливого идиота, Нельдихен читал нараспев и сверхсерьезно - аудитория внимала, лишь временами покатываясь со смеху. Однажды некто из зала в знак восторга, под одобрительные клики собрания, преподнес Нельдихену огромную, заранее приготовленную морковку, которую тот принял с поклоном и вдел в жилетный карман, как цветок.

Великий "синдик" поэтического цеха Николай Степанович Гумилев на одном из вечеров своей молодежной студии произнес о Нельдихене слово. Он отметил, что глупость доныне была в загоне, а напрасно, дескать, поэты ею гнушаются. Глупость, подчеркнул он, такое же естественное свойство человека, как ум (более естественное и распространенное - осмелюсь я уточнить гумилевский постулат), и пора бы ей обрести свой твердый голос в литературе. До сих пор дураки не имели своих поэтов, и мир не был изображен таким, каким он дураку представляется. Что несправедливо. И вот произошло чудо - явился талантливый представитель дураков и создал их собственную поэзию┘

В лице Нельдихена Гумилев горячо приветствовал вступление честной и очевидной глупости в Цех поэтов.

На вопрос Ходасевича (а он в начале 1921 года присутствовал на этом историческом цеховом вечере), не издевается ли Гумилев над своим учеником, тот ответил твердым "нет".

- Не мое дело, - сказал Гумилев, - разбирать, кто из поэтов что думает. Я только сужу, как они излагают свои мысли или свои глупости. Сам я не хотел бы быть дураком, но я не вправе требовать ума от своих молодых подопечных. Свою глупость Нельдихен выражает с таким умением, какое многим умникам и не снилось. А ведь стихотворчество и есть высокое умение!

Тут мы наблюдаем некую трансформацию известной пушкинской идеи относительно того, что поэзия должна быть глуповатой. Безусловно так - успех, однако, зависит от того, что именно из себя представляет автор. Глуповатая поэзия лучше получается у интеллектуалов.

Сергей Нельдихен был абсолютно не глуп и даже, судя по его и вовсе малоизвестной эссеистике, одарен незаурядной теоретической самоуглубленностью: "Если стихи приблизить к прозе, то и содержание приблизится к ней - к бытописанию┘ Литература наших дней стремится к одному общему виду, соединяющему прозу с поэзией. По всей вероятности - к подобию библейской прозы".

Итак, поэт Нельдихен создал ярчайший образец персонажной лирики (в связи с чем многим современным авторам мы вынуждены в новаторстве отказать, увы), вошел в историю литературы в дивной маске идиота, где в прорезях для глаз мерцает наимудрейший взгляд, и - что важно - оставил нам в наследство уникальный сплав юродивого гимна с обстоятельной прозой, бытийной метафизики - с хроникой буден, изысканного верлибра - с "простодушной" интонацией.

┘Женщины,
двухсполовинойаршинные куклы,
Хохочущие, бугристотелые,
Мягкогубые,
прозрачноглазые,
каштанововолосые,
Носящие всевозможные
распашонки и матовые
висюльки-серьги,
Любящие мои альтоголосые
проповеди и плохие
хозяйки -
О, как волнуют меня такие
женщины!

Писать от имени чудика или болвана, гротескуя его черты, выкрики и реплики, - задача вполне ответственная, вдохновенная и даже героическая. Как заявлял впоследствии гений означенного направления Николай Глазков: "Надо быть очень умным,/ чтоб сыграть дурака!" Отождествлять в таких случаях талантливого автора с аутично чокнутым персонажем - это, братцы-кролики, отсутствие нюха и как следствие непростительная ошибка.

Короче говоря, да здравствует глуповатая поэзия, а также проза, мемуаристика и даже критика - только с тем условием, что автор (и читатель) умен!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1916
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4562
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2843

Другие новости