0
1428
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.02.2004 00:00:00

И сор, и сюр, и неба чудотворство

Тэги: Дуда, тетрадь, стихи


Иван А. Дуда. Разлинованная тетрадь: Фрагменты. Книга стихов. Вступит. статья А.Кушнера. - С.-П., Знак, 2003, 76 стр.

Эта прекрасная книжка стихотворений (тираж 250 экз.) питерского поэта Ивана Дуды есть поздний дебют. Ему лет пятьдесят, а книжка у него первая: обложка стилизована под школьную тетрадку в линеечку, с полями, имя автора и название старательно выведены школьным, чернильным почерком. Разве что кляксы нету┘ А поэт-то незаурядный и абсолютно зрелый.

Александр Кушнер, автор преамбулы к сборнику, отмечает именно независимость автора от протоптанных направлений и общепринятых ритмов: "Роль поэтической мысли у Ивана Дуды берет на себя поэтическая интуиция - это она подсказывает ему неожиданное соединение "далековатых понятий", прелестное фонетическое звучание и непредсказуемый словарь". Он же, Кушнер, с уникальным на сегодня для поэта-мэтра вниманием к чужому и незаласканному дару отмечает у Дуды изобилие топонимов, берущих на себя роль эпитета или тропа; умение выразить сквозь речь лирического героя - "коллективное бессознательное"; избыток вводных слов и повторов, выражающих абсурд нашего бытия; любовь к трехсложнику как склонность к демократической поэтике на свежем витке; традиции Некрасова и Пастернака - в скрещении с новой темой и нынешними реалиями┘

Самое же важное наблюдение Кушнера (важное не только как ключ к лирике Дуды, но и - шире - как открытие, актуальное для всех дышащих стихом) касается лирической персонажности, можно условно выразиться и так, сказового стиха. "Иван Дуда идет на поэтический риск и не боится, что читающий эти стихи отождествит поэта с его персонажами, с их представлением о прекрасном, с их расхожими мечтами┘ И в то же время он, в отличие от романтического поэта, от того же Маяковского, готового дать безъязыкой улице свой стих, но при этом обязательно возвышаться над ней в качестве "горлана" и "главаря", никаких условий не ставит, никак себя из толпы не выделяет - и в этом смысле, если уж искать аналогию, то, наверное, правильней всего назвать Зощенко с его глубоким лиризмом".

Конечно, отношения Дуды со своим авторским персонажем более родственные, чем у Зощенко, скажем, с героем рассказа "Баня". На мой взгляд, оригинальность этого поэта состоит в том, что он внутри самого себя стихийно расслаивается на универсальное эго, которое "как все", и на единичное - творческое, которое способно острым взглядом наблюдать за первым, его описывать, шаржировать, сжимать до т и п а. Предтеча такового стиха в ХХ столетии - полузабытый блистательный лирик Сергей Нельдихен, писавший, кстати, расшатанным тактовиком на грани с верлибром - в метрике, близкой поискам Дуды┘

Воистину, трудно решить бесповоротно, кто же это говорит - иронично одухотворенный поэт Дуда или его приземленный сосед-двойник:

┘после закравшихся было
сомнений,
вечных сомнений и вечной,
увы,
словно бы горем убитой
сирени,
шумом и гвалтом осенней
листвы,
после такого подъема
в работе,
писем министру и в суд
телеграмм,
с кем вы на рынок
Торжковский идете,
кто эту жизнь
комментирует вам?

Да это - устами Дуды - говорит сама жизнь, топчущаяся на месте, путающаяся в инверсиях, прыгающая с пятого на десятое и отвергающая в своих перечнях иерархию, хронологию, логику. Жизнь то ехидная, то надрывная, погрязшая в многолюдстве, но наверняка знающая, что - "без Бога нельзя/ старый коврик топтать у порога,/ горечь в сердце испытывать, трогать/ кисть рябины под шелест дождя". В таких стихах персонаж, который только что плел про то, как его достали пельмени или как он хотел бы трахнуть в командировке сестру милосердия, - словно бы потеснен Поэтом и согласно ему кивает. Ибо не такая уж меж ними большая психологическая пропасть. Даже один и тот же субъект, он, как известно, то царь, то раб, то бог, то червь┘ Ну и так далее.

Итак, резюмирую. Иван Дуда убедительно соединил в своей поэзии романтизм и натуральную школу, чувство исключительности и родство со всеми, чудотворство небес и простой бытийный сор. Сору он настолько благодарен за тайную метафизику, за дивные лабиринты смысла (недаром они близки, звуча: сор - сюр!), за ритмику, наконец, что даже поет ему осанну, переходя на редчайший для себя ямб и не менее редкий пафос, впрочем, сниженный характерным оборотом "мне кажется" и укороченной в финале строкой: "┘и мусор дней, мне кажется, и мусор,/ заполонивший полматерика,/ вдруг поразит нас выдумкой и вкусом./ Нас. На века".

Так оно и есть. Жаль только, что тираж у книжки (мне она досталась через общих знакомых от случившегося в Москве Кушнера; спасибо) - такой до дикости маленький.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2003
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1530
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
2802
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
781