0
1340
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.11.2004 00:00:00

Фрейлехс по-русски


ДРУЖБА НАРОДОВ

Инна Лиснянская. Горит душа. В стихах последних двух лет Лиснянская больше спрашивает, чем отвечает. "Надо ль что-либо настраивать в жизни - / Тоже вопрос", "Что буду я делать в жизни другой?", "Зачем меня, о Господи, снабдил / Не каменной душой, а стекловидной" и так далее. Есть и политика: "Всего одним-то росчерком пера, / Всего одною беловежской пьянкой. / Чем дальше в лес, тем большая дыра / В недавнем пне с коричневой изнанкой". Но больше всего веселого и грустного стоицизма: "Не жалься, не плачься, на помощь ничью не рассчитывай, / На пониманье - тем паче. / Со среднего пальца в окно перстень слетел малахитовый / И затерялся в траве и укатился с дачи".

Андрей Максимов. Мне скучно, Фауст. Рассказ. Философская притча популярного драматурга и телеведущего. Как и полагается человеку, много лет профессионально берущему интервью, рассказ его почти целиком состоит из диалогов - между бесом, Фаустом и его учеником Христианом. Фауст по сюжету предстает чуть ли не террористом, шахидом, который мечтает взорвать Землю ради счастья всего человечества и грядущего блаженства в раю. На поверку же Фаустом (так и хочется назвать его фаустпатроном!), как и всяким шахидом, двигают страх и тотальное неумение жить. Бес же в это время размышляет о том, что без страха жизнь невыносимо скучна.

Анатолий Азольский. Смерть Кирова. Комментарий к выстрелу. Лучшая публикация декабрьской "Дружбы народов", а может быть, и всего толстожурнального декабря. Специфический жанр, которым превосходно владеет Азольский, нечто среднее между историческим анализом, беллетризованной биографией и публицистикой с уклоном в психологизм. Читается как детектив с той лишь разницей, что большинство детективов шаблонны, а Азольский по-настоящему неожидан. Чего стоит одно лишь сравнение убийцы Кирова Леонида Николаева с Маринусом ван дер Люббе, который поджег рейстаг!

Виктор Бакин. Война матерей. Писатель Бакин записал рассказы родителей солдат, не вернувшихся из Чечни и Афганистана. После их монологов речи о том, что "Союз солдатских матерей" выполняет заказ Запада по разрушению нашей армии, кажутся не просто глупостью, а кощунством.

Владимир Губайловский. Голос из хора. Михаил Яснов. От Робина-Бобина до малыша Русселя. О проблемах поэтического перевода и о том, как с ними справляются переводчики. О "взрослых" переводах размышляет Губайловский, о "детских" рассказывает Яснов.

Лев Аннинский. Исчезновение этноса. Очередная реплика на тему хазарского происхождения русских евреев. Отправной точкой для Аннинского служит книга Бориса Рахманина "Фрейлехс по-русски".

НОВЫЙ МИР

Игорь Савельев. Бледный город. Повесть про автостоп. Один из многих текстов, присланных автором на "Дебют". Ольга Славникова, координатор премии, сочла его безусловной удачей. Выскажемся скромнее: полноценная литература. По сравнению с Денежкиной - безусловный шедевр. А так - обычная молодежная проза. Ей бы не было цены в шестидесятых годах или на волне перестройки. Но времена изменились, и сегодня главным открытием Савельева стоит признать не описание молодых автостопщиков, а мысль о том, что тяга к романтике - результат звериного одиночества и тоски.

Анна Матвеева. Итальянское вино. Маленькая повесть. Еще одна дорожная проза. На сей раз лощеная, с глянцевой итальянской экзотикой. Салонные эпитеты, автомобили шикарных марок, ремарковская многозначительность и напряженные интимные отношения. Самое интересное у Матвеевой - не географические подробности и не описание шикарной жизни в Европе. А алкоголизм, которым страдает главная героиня, и психологические напряги, с ним связанные.

Евгений Шкловский. Из-под козырька. Рассказы. Шкловский пишет намеренно стерто, без ярких сцен, рассчитанных на катарсис, и ярких героев, поражающих воображение. Его стихия - сугубый быт, лишенный подтекста и идейных концепций. Происходит именно то, что написано. Не больше - но и не меньше. И хотя все сюжеты - любовные, страсти в них не больше, чем в остывающем чайнике. Ключевая цитата - в рассказе "Закон": "Врач, тот самый, который говорил, что нужно срочно делать операцию, долго вертел перед собой рентгеновский снимок... В лице - изумление: "Невероятно..." - "Что "невероятно"?" - поинтересовалась. "Я ничего не вижу".

Алла Латынина. Изгнание из номенклатурного рая. О новом романе Виктора Ерофеева "Хороший Сталин". После потока насмешек и издевательств Латынина находит для скандального автора и несколько добрых слов: "Книга о родителях и о своем номенклатурном детстве получилась самой теплой из всех книг Ерофеева".

Александр Солженицын. Награды Михаилу Булгакову при жизни и посмертно. Из "Литературной коллекции". Александр Исаевич продолжает ликбез на тему российской классики. Что общего между Солженицыным и Булгаковым? Оказывается, еврейский вопрос. Совесть нации с удовольствием перечисляет фамилии критиков, травивших "Дни Турбиных" и другие булгаковские шедевры: Гейм, Флит, Блюм, Гольденберг... До прямых обвинений дело не доходит. До проповеди великодержавности и истинной духовности - тоже, хотя еле-еле сдерживается Солженицын. Все же сложно найти писателя менее ортодоксального, чем Булгаков.

ОКТЯБРЬ

Андрей Волос. Аниматор. Новый роман Волоса стоило бы назвать зловещим словом "реаниматор". У его главного персонажа специфическая профессия. Он занимается не традиционной мультипликацией, а анимацией умерших. Для этого надо вжиться в образ героя, проанализировать всю его жизнь. А как это сделать, если в собственной жизни разобраться практически невозможно? В этой интриге есть что-то пелевинское, что-то от "Generation P". За минусом пелевинского цинизма и его же мрачной социальной иронии.

Анастасия Ермакова. Стойте справа, проходите слева. Под рубрикой "Новые имена" трогательная зарисовка о невозможности адекватного человеческого общения. Пожилая служащая метро влюблена в постоянного пассажира. "Какими словами отругать любимого? "Вы где стоите?" наконец нашлась она. Получилось визгливо и неубедительно". Еще бы. Любовь на эскалаторе требует серьезных душевных затрат.

Евгений Сабуров. Прошло сто лет, и юный град┘ Мастерское и весьма неожиданное эссе о знаменитом романе Белого "Петербург". Сабуров, например, считает, что "Петербург" - вершина русского политического романа. В нем можно найти что угодно - вплоть до размышлений о формировании гражданского общества.

Владислав Отрошенко. Писатель и пространство. Очередная литературно-историческая гипотеза. Оказывается, психологию русского литератора навсегда определили завоевательские амбиции империи Чингисхана. "С одной стороны, писательское сознание в России испытывало острую и абсолютно монгольскую потребность держать в воображении, в мыслях, в чувствах, в памяти огромные пространства. С другой стороны, это сознание с такой же остротой ощущало совершенно не монгольский страх и трепет перед гигантским пространством империи".

Жанна Галиева. С умным человеком и поговорить любопытно. Марина Елиферова. По ту сторону принципа прекрасного. Татьяна Алешина. Точность - вежливость классиков. Александр Поливанов. "Живой классик" против "живого современника". Дискуссия литературных студийцев РГГУ по поводу романа Аксенова "Вольтерьянцы и вольтерьянки", вошедшего в шорт-лист премии "Букер". Порой их рассуждения вполне компетентны, порой напоминают школьное сочинение, написанное отличником с целью блеснуть эрудицией.

МОСКВА

Виктор Брюховецкий. Косым табуном к горизонту. Стихи. Грустно, без надрыва. Спокойный разговор. Тихий, как под чай с конфетами. "И такая печаль - не обнять. / И такая печать - не уйти. / Если б грусть эту взять да объять - / Да под ключ, пусть живет взаперти..."

Юрий Коротков. В ритме "бугги". Повесть. Москва, джаз, стиляги, фарцовщики, дочки-матери. Неужели это было?

Сергей Агальцов. Будет заветная встреча. Стихи. "Словно кинут я на целом свете / Всеми, как бездомный сирота..." Хорошо хоть не на самом деле, а "словно". А то полный набор получается: и всеми кинут, и на целом свете, и сирота, и бездомный┘

Андрей Кураев. Только за Родину, но не за Сталина! 1821-й год. Вселенский патриарх Григорий V, греческое восстание за независимость. Только за Родину┘

Михаил Делягин. Как вернуть Северный Кавказ в Россию: равноправие, восстановление, созидание. "Северный Кавказ, как и все постсоветское пространство, объективно, прежде всего экономически не способен к самостоятельному существованию и тем более развитию, его отделение приведет не к отделению России от связанных с ним проблем (как грезят парадоксально слившиеся в экстазе по этому поводу либералы и националисты), но к созданию рядом с Россией не контролируемого ею очага хаоса, осуществляющего постоянную экспансию┘"

НЕВА

Владимир Арро. Вспышка освобождения. Записки литературного функционера. На протяжении года критика и публицистика в "Неве" были явно интереснее поэзии с прозой. Двенадцатый номер лишь подтверждает эту тенденцию. Автор пьесы "Смотрите, кто пришел" со знанием дела рассказывает о номенклатурных играх в Ленинградской писательской организации конца восьмидесятых. Текст актуальный. Ведь борьба за власть (и деньги) в творческих союзах продолжается до сих пор.

Владимир Кавторин. Губернаторская власть хуже царской. А, собственно, почему?.. Размышления о питерском "сепаратизме" в условиях укрепления вертикали и прочих политических новшеств. Сепаратисты не одиноки. Провинциальная Россия давно уже мечтает, чтобы Питер с Москвой куда-нибудь от нее отделились. Уж больно разные менталитеты и образ жизни.

Самуил Лурье. Листки перекидного-2004. Один из лучших питерских критиков размышляет о памятных датах уходящего года. 130 лет Бердяеву, 83 года Андрею Сахарову, Василю Быкову - 80, 100 лет рассказу Чехова "Душечка"... Вот что такое для настоящего интеллектуала 2004 год. Впрочем, ни высоколобости, ни дешевого снобизма вы у Лурье не найдете. Разговор идет общедоступный и даже в чем-то душевный. "Раз ты пациент, а я - медперсонал, - ты полностью в моей власти. Признай это, вырази, обозначь, унизься хоть ужимкой. Не ломай мне кайф. А поломаешь - берегись. Если ты пассажир, а я - кондуктор, - ты в моей власти. Если я библиотекарь, а ты - читатель┘ Если я милиционер┘ И так далее без конца, снизу доверху, сверху донизу, с утра до вечера, с вечера до рассвета". Это о Шукшине, еще одном юбиляре. Да, в сущности, и о всех нас.

Борис Никольский. От любви до ненависти. В год пятидесятилетия "Невы" главный редактор журнала из номера в номер рассказывает редакционные байки. На этот раз перед нами лирическая история: "В моем кабинете появилась мужеподобная дама невысокого роста, в пиджаке с орденской колодкой. Она назвала свою фамилию, вручила мне папку с небольшой рукописью, а затем, неожиданно обойдя довольно большой редакторский стол, остановилась возле моего кресла, почти за моей спиной, и с пафосом произнесла:

- Я вас люблю, Никольский!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
376
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
326
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
301
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
334

Другие новости