0
992
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.10.2005 00:00:00

Подземный ход из Тель-Авива в Москву

Тэги: толстый журнал


Новый мир

Антон Тихолоз. Без отца. Монолог автора (и героя), обращенный к покойному отцу. Сдержанный текст, написанный прозрачно и по-осеннему ясно. Именно сдержанность и придает ему невероятную мощь. "Когда ты умер, я не чувствовал ничего, продолжал жить, как и прежде, - только уже без тебя. И не верил матери, когда она говорила, что временами я начинаю стонать по ночам. Думал, она врет". Просто? А сложнее не надо. И не важно, фикшн это или нон-фикшн, документ или полнометражная повесть. Это литература. Современная проза, причем самой высокой марки. На мой взгляд, лучший толстожурнальный дебют 2005 года. Автор родился в Саратове, учится в Литинституте. Текст его (этот) на голову выше текстов Романа Сенчина, работающего с тою же "пустой" провинциальной реальностью. С бессобытийной повседневностью, из которой якобы не выжмешь литературы. Да и пишет он честнее, чем Сенчин. Без чернухи и передергиваний.

Александр Тимофеевский. Замедленное кино. Маленькая поэма "У омута" и короткое лирическое высказывание о том, как поэт "равнодушно к эпохе поворачивается спиной", когда написал все, что должен. Поэма же, по ритму напоминающая английские баллады, - как сон. С наплывами, страхами, мистическими вспышками┘ Действительно, замедленное кино.

Владимир Коробов. Непрочный дом. В любую секунду жизнь, плохая ли, хорошая, может пойти на слом. Значит, надо ценить каждый миг и благодарить за него. Этим и занимается Коробов: "Спасибо, Господи, за то, / что осень и стою в пальто, / еще живой на поле брани, / и что звенит еще в кармане, / и что стекляшка у залива / открыта - можно выпить пива"┘ Много ли надо для счастья? Осень, пиво и несколько легких строк.

Максим Кронгауз. На фоне Путина┘ Кронгауз анализирует срез современной литературы, главным героем которой является президент России. Паркер, Быков, Колесников┘ И даже загадочные "Сказки про нашего президента", которые - о чудо! - "записаны со слов народа в разных городах, селах, поездах и самолетах". Откуда вдруг такой бум? Желание заработать? Подобострастие? Ненависть? Или стремление разгадать загадку российского "человека без свойств"? Кронгауз объясняет этот феномен тем, что президент Путин - не герой, а фон нашей жизни. Материал, на котором ярко и отчетливо становится ясно, что мы из себя представляем. Картина, прямо скажем, отталкивающая.

 

Знамя

Ноябрьский номер "Знамени" целиком посвящен литературе нон-фикшн.

Тимур Кибиров. Новые стихи. Фрагмент новой книги с загадочным названьем "Кара-Барас!". Много стилизаций, много верлибров и кунштюков самой неожиданной формы, но при этом философского содержания: "Вы искали: смысл жизни, / найдено сайтов: 111444, / документов: 2724010, / новых: 3915". Привет от Кибирова Виктору Олеговичу Пелевину.

Анатолий Королев. Похищенный шедевр. Реконструкция. Эссе об устном рассказе Пушкина под кодовым названием "Влюбленный бес", который записал некто Владимир Титов, "обладавший уникальной памятью и манией классификатора". Оставался пустяк - "по-своему изложить историю, и вечность обеспечена". Вот Королев и пытается реконструировать пушкинский рассказ. То есть сделать то, чего сам Пушкин по каким-то причинам делать не стал. Причины, вероятно, были весомые.

Михаил Айзенберг. Открытки Асаркана. Герой этого эссе Айзенберга - богемный персонаж семидесятых, театральный критик, пациент тюремной больницы. Человек, выстроивший себе собственную реальность и строго охранявший ее границы. "Последний раз я разрешил сделать уборку в этой комнате в августе 1968 года. И в тот же день наши танки вошли в Прагу. Больше не хочу рисковать".

Яков Гордин. Память и совесть, или Осторожно - мемуары! Отправная точка статьи - пьянка сорокалетней давности. Рассматриваются версии Игоря Смирнова, Аси Пекуровской и самого Гордина. Между ними немного общего. Мораль проста. Не стоит огульно доверять мемуаристам. Среди них - Дмитрий Бобышев, Евгений Рейн, Анатолий Найман┘ Особенно силен Бобышев, перекроивший историю своего бывшего друга Бродского на фантастический и бессовестный лад. Кто-то искажает события по причине нетвердой памяти, кто-то по злому умыслу. Есть еще в арсенале непомерные амбиции, дурной нрав, тяга к художественному вымыслу, сведение счетов... Недаром же говорят: врет, как очевидец. Лучшее тому подтверждение - тексты евангелистов.

 

Октябрь

Афанасий Мамедов. Подоспевшее счастье. Диптих. Два рассказа на русско-еврейскую тему. Изящные, грустные, несводимые к фабуле и морали. Если и можно ее сформулировать, то, пожалуй, лишь так: нам не дано знать, живем мы своей жизнью или играем роль в чужой пьесе. Счастье подоспевает к нам чаще всего не вовремя. Но это еще не повод его игнорировать. Во втором рассказе диптиха Мамедов воспроизводит, может быть, одну из самых пронзительных метафор ностальгии: "Мне все снятся кротовы норы. Снится, будто один из лазов ведет в Россию. Я ползу по нему до середины, пока не вспоминаю, что оставил в Тель-Авиве беременную Стеллу". Между прочим, ностальгировать можно не только по покинутой стране или минувшей юности, но и по себе самому.

Андрей Чемоданов. Все это рок-н-ролл. Стихи о том, как протекает жизнь без стихов. О том, как человек прозябает. "Иногда мне удается написать хорошее стихотворение, и я чувствую, что жизнь движется. А сейчас она лишь продолжается". Жизнь проходит в ожидании рок-н-ролла.

Евгений Сабуров. Беглый взгляд на всякого нищего. Повесть поэта Сабурова датирована аж 1981 годом. Тема ее - частная жизнь советских ученых, по всей видимости филологов. Жизнь эта, если верить Сабурову, состояла из бесконечных разговоров, тупого пьянства, секса со студентками и вообще запутанных отношений.

Луи Мартинез. Promenades avec Siniavski. Прогулки с Синявским. Неизвестные письма А.Д. Синявского. Доклад французского профессора и переводчика на конференции, посвященной Синявскому-Терцу. Не столько даже доклад, сколько воспоминания об общении с русским писателем. В письмах же к переводчику самое интересное, на мой взгляд, подстрочные толкования цитат и жаргонных слов. Например: "Единственное стихотворение И.Сельвинского "Вор", написанное на жаргоне, начинается словами: "Вышел на арапа. Канает буржуй" и т.д. - воры, когда я им читал, восхищались: все - точно)". Не знаешь даже, кого хвалить. То ли Сельвинского за точность, то ли блатных за эстетический вкус.

 

Дружба народов

Ольга Трифонова. Сны накануне. Роман о любви жены советского скульптора, советской шпионки Маргариты Коненковой и великого Альфреда Эйнштейна. Ей было под пятьдесят, ему - под семьдесят. А все равно интересно.

Дмитрий Румянцев. Но тоска заставляет петь┘ Вариации на тему позднего Бродского. Это видно и по ритмике, и по лексике, и по позиции автора. "Я крошил карандаш, и, Пегаса пуская в ход, / оказался в цейтноте, - сквозь Время глядит Гроссмейстер: / календарь опадает, как верба, который год. / Но тоска заставляет петь. Значит, все на месте". Вслед за нобелевским лауреатом Румянцев воспринимает тоску и пустоту как движущие силы поэзии.

Анатолий Азольский. Рассказы. Азольский на этот раз выступает в амплуа виртуозного рассказчика. Рассказчика - и только. Никаких метафор, морали, психологии, философствования и прочих глупостей. Один лишь голый сюжет в лучших традициях американской новеллистики середины прошлого века. Кусок жизни во всех ее странностях и непридуманном драматизме. Одна история - о том, как делили наследство еврейской тетушки. Вторая - о бизнесмене и уголовнике, которого настигает прошлое в виде сексуально озабоченной женщины.

Роман Сенчин. Проект. Маленькая повесть о молодом писателе из таежной глубинки, которого вытащили в Москву, раскрутили за границей и сделали суперзвездой. Ему и до этого-то было на все и всех плевать, а теперь и вовсе он впал в депрессию. Писать не может, пьет, тоскует, хочет самоубиться. Эдакий Мартин Иден наоборот. Вялый, ленивый и наглый сибирский валенок. Такие люди не стоят того, чтобы вынимать их из нечистот. Не трогай - и не будет вонять.

 

Звезда

Сергей Вольф. Из последних стихов. Последних, потому что Вольфа не стало. Некролог, помещенный в этом же номере, подписан Андреем Битовым. Кушнер, как можно догадаться из текста, писать его отказался. Что до последних стихов, то они необыкновенно лиричны, хотя и по обыкновению дурашливы: "Стучал зубами, гоготал, / Подпрыгивал на гибком стуле, / Чего-то будто ожидал / (Допустим, белый гриб в июле), / Пил морс, цеплял ножонкой грудь, Икнул два раза, рассмеялся, / И кровь из глаз его кап-кап на грудь, / А он той крови не боялся, / Он зубки скалил в темноте / И вдруг рычал, подпрыгнув на тахте". Еще одно напоминание о том, кем был Вольф. Тонким и оригинальным поэтом, наследником традиций питерского абсурда. А абсурд - вещь не только веселая, но и трагическая порой, и трагичность эта накладывает неизбежный отпечаток на личность автора.

Глеб Горбовский. Стихи. Вся подборка - вариации на тему хармсовского "Из дома вышел человек". И тема та же, и размер порой совпадает. Веселый такой, скачущий и припрыгивающий. Отчего-то только тоска берет и становится очень страшно. "Потом он спал. По ходу - улыбнулся. / Потом его будили: дворник, мент. / Но человечек так и не проснулся, - / не подобрали нужный инструмент".

Борис Вахтин. Письма самому себе. Дневники замечательного ленинградского писателя, участника легендарной группы "Горожане" и сборника "Метрополь". Воспоминания о травле Бродского, размышления о русофильстве, о революции и писательстве. "Я лично отвечаю за все; за жестокости и кровь, за осужденных с их дикими прожектами, за русофильство, за китайскую трагедию". Публикация приурочена к 75-летнему юбилею Вахтина.

Валерий Попов. Возвращение. О том, как писатель ездил в Чимкент по стопам своего отца. Юрта-ресторан, барельеф Высоцкого, голые степи, места, описанные Домбровским в "Хранителе древности". Раньше сюда ссылали. Теперь это территория суверенного Казахстана.

Александр Мелихов. Закваска экстремизма. Мелихов видит источник террора в изначальной борьбе добра со злом. Другое дело, когда хорошее в культуре отчаянно сопротивляется лучшему. Одно добро противостоит другому добру. Но так или иначе, а "террор - порождение именно культуры, а не бескультурья". Трудно не согласиться.

 

Нева

Игорь Гамаюнов. Любовь и смерть командарма Миронова. Трагическая история командарма Второй конной, героя популярной когда-то повести Трифонова "Старик".

Александр Кабаков. Горькие злобные заметки. Не столько злобные, сколько очень ворчливые. Кабаков ворчит на террористов, антиглобалистов и экспериментаторов, "могильщиков старой культуры", справедливо объединяя их по признаку разрушения. "Можно делить человечество по самым разным признакам: половому, религиозному, расово-национальному, имущественно-классовому┘ Но эти разделения лишь частные случаи главного различия... Одни - созидатели, другие - разрушители - вот главная разница между фундаментальными человеческими типами, вот две главные воюющие армии, сражение между которыми в земной жизни есть отражение битвы, идущей в жизни неземной - между Владыкой света и князем тьмы". Все так, вот только Бог к этому прямого отношения не имеет. Дело всего лишь в разнице темпераментов. Невозможно изменить свой темперамент, сколько ни молись и ни читай святых книг.

Фигль-Мигль. Гофманские капли. Залихватски написанное эссе о немецком мистике и романтике, по совместительству горьком пьянице. Вот характерный образчик стиля Фигль-Мигля: "Главное оружие Гофмана как паяца - полное отсутствие внятного морального послания и жалости". А что, почему бы и нет. Гофману уже все равно, а нам - лишний повод поухмыляться.

Евгений Шкловский. Рассказы. Герои Шкловского не знают, что делать. То ли просто жить, то ли жить в Истории, акцентированно. Бурно переживать смерти и рождения, любовь и стихи, обнадеживающее и страшное начало новых времен и печальный закат уже одряхлевшей эпохи. От бурной жизни в Истории устаешь и выматываешься душой, а от спокойной жизни - такая тоска охватывает.

 

Москва

Владимир Романовский. Сыворотка правды. Аллегорическое повествование с элементами боевика. О том, как некий честный исследователь изобрел сыворотку правды, а правда в наши времена (имеется в виду российский капитализм) на фиг никому не нужна. Вещь ядреная. Заставляет задуматься, почесать затылок и идти голосовать за КПРФ на выборах в Думу. А что еще делать с правдой?

Виктор Брюховецкий. Старик и Сеттер. У старика была собака необыкновенных достоинств. Он ее любил и охотился с ней на уток. А потом собака погибла, угодив в охотничьи силки. Старик очень расстроился. Трогательная история.

Татьяна Грачева. Спасет ли Россию революция? Не спасет. Суть статьи сводится к следующему. В теперешней ситуации революция может быть только оранжевой. А такой хоккей нам не нужен. И еще. Если Ходорковский за революцию, Грачева категорически против. Ну что ж, железная логика.

Борис Баханов. На разломе: Достоевский и Толстой. Один плохой, другой хороший. Один ветхозаветный, другой истинно христианский. Такой вот литературоведческий анализ на религиозной основе. Разумеется, не в пользу Толстого. Заодно достается Лотману и Тынянову.

Нина Молева. Угол атаки. Вину за чистки 1937 года в среде московской интеллигенции Молева возлагает на тогдашнего первого секретаря горкома Никиту Хрущева. Оппозиция такова: "Хороший Сталин - плохой Хрущев". Прямым текстом это не сказано, но догадаться несложно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
763
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
414
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
428
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
384