0
925
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.09.2006 00:00:00

Сокамерник маркиза де Сада

Тэги: нодье, фея хлебных крошек


Шарль Нодье. Фея Хлебных Крошек. Пер.с франц. В. Мильчиной. – М.: FreeFly, 2006, 288 с.

Шарль Нодье (1780–1844), член Французской академии, литератор, лингвист, энтомолог и библиофил, оставил во французской словесности и европейской гуманитарной культуре заметный след. Его роман «Жан Сбогар» – образец крутой романтической прозы – читал, высоко ценил, неоднократно упоминал и цитировал Пушкин. Под влиянием выступлений Нодье в середине XIX в. в Западной Европе (во Франции, Англии, Швейцарии и Германии) были разработаны и приняты первые законодательные акты об авторском праве на произведения искусства. Языковедческие и литературные изыскания Нодье сохранили свое значение для классической филологии, а его многочисленные статьи о пользе и значении старинных книг во многом сформировали культуру и традиции букинистического и книжно-антикварного дела (сборник «Читайте старые книги», – М., 1989). Жюль Верн признавался, что образы географа Паганеля («Дети капитана Гранта») и энтомолога-любителя кузена Бенедикта («Пятнадцатилетний капитан») отчасти навеяны впечатлениями от общения юного Верна с пожилым Нодье. И, наконец, сам подросток Шарль в 1793 г. в Страсбурге чуть не попал под нож якобинской гильотины: он был арестован как «подозрительный» и содержался в тюрьме, откуда его выпустил не кто иной, как демонический Антуан Сен-Жюст – сурового головоруба вдруг одолел приступ жалости к худенькому мальчишке. Много позже молодой Нодье снова попал в тюрьму – на этот раз за сочинение антинаполеоновского стихотворного памфлета; впоследствии он мистифицировал читателей сообщением, что сидел в одной камере с маркизом де Садом. Впрочем, Нодье везло – его сажали и выпускали быстро и без последствий.

«Фея Хлебных Крошек» – позднее сочинение Нодье, опубликованное в 1832 г. Это романтически-ироническая литературная сказка на известный европейский бродячий сюжет о чудесном преображении уродки в красавицу («царевна-лягушка»): карлица-дурнушка в итоге оказывается царицей Савской.

Французский романтизм существовал долго, особенно на театральных подмостках, а в некотором смысле он жив и сейчас: в театрах Франции по сей день с успехом ставятся ранние трагедии Гюго, драмы Дюма-отца и пьесы Мюссе.

В «Фее Хлебных Крошек» Нодье демонстрирует скепсис и иронию бывалого романтика. Он прекрасно знаком со школой немецкого романтизма, пользуется ее опытом и уроками – но ему ближе не экзальтированный «неофит средневековья» Новалис и максималист Клейст, а скорее Виланд с его «Историей принца Бирибинкера» и Гофман с «Крошкой Цахесом», «Житейскими воззрениями кота Мурра» и «Эликсирами Сатаны».

Да и вообще «культурный фундамент» повести таков, что в нем при желании можно найти следы знакомства Нодье со всей предшествующей ему европейской словесностью. Легко замечаются и опознаются намеки и мотивы Свифта, Стерна, английской готики, шотландского романтизма в духе Скотта. Прихотливое и многословное повествование льется совершенно свободно, «чудесный» компонент то и дело перебивается намеками на бредовый, сновидческий и фантазерский характер восприятия главного героя, сатирическое изображение присутственных мест и канцелярий с их обитателями отсылает к современнику Нодье – Гоголю и потомку – Кафке. А фиктивный «раздвоенный» финал, в котором повествователь намеревается узнать о дальнейшей судьбе героя из купленной на уличном лотке книжонки, но не успевает это сделать, так как книжонку у него крадут цыгане, – это уже полный апофеоз иронии и образец той изощренной литературной игры, к которой более века спустя обратится европейский постмодернизм.

Биография Нодье точнейшим образом совпала с эпохой грандиозных литературных перемен, когда события в литературе приравнивались по важности к событиям политическим и очень часто заканчивались для авторов «политическими выводами». Поэтому на излете эпохи он не случайно пристрастился к свободному и синтетически-продуктивному жанру литературной сказки: «полудетский» характер жанра позволял сказать многое, что нельзя было бы изложить в памфлете или сатире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1750
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4294
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2673

Другие новости