0
1489
Газета Проза, периодика Интернет-версия

05.02.2009 00:00:00

Бумажный спам

Тэги: гладов, спам, конфликт


гладов, спам, конфликт

Олег Гладов. Гипно Некро Спам – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 320 с.

В третьем романе Олега Гладова «Гипно Некро Спам» меньше экшна, чем в «Любви стратегического назначения», и совсем нет некрореализма, не то, что в «Смех Again». Но он все так же иллюстрирует тенденцию выползания сетевого письма из интернет-пространства в бумажные форматы. С одной стороны, это придает текстам и авторам известной респектабельности, с другой – характеризует литературу, которую иные называют «молодой» и «новой».

Сюжет развивается вокруг супермегапонтового молодежного журнала, конфликта главного редактора Адольфа @ди Кейля со своим замом Мирославом Мотузным, и проекта «Экс Спермо Ментальный [ф]ашизм». Политика журнала: «Мы не сеем Разумное, Доброе, Вечное. Мы сеем Тупое, Злое, Сиюминутное. Я хочу, чтобы у них всех был разрыв мозга». Проект заключается всего лишь в конкурсе поэтических и прозаических сетевых текстов «шизо-гипно-урбан-педо-некро»-жанра. Лучшие журнал обещает издать – это приз. Победил Око Оно, автор текста «Глаз Нет Вообще»: «– Слушай. А что тут за папка на рабочем столе? Это что? «Информация о членах», что ли? – Это chelny.info. Челны. Набережные. Я там однажды развел полгорода на деньги. – Ты что, тупой, что ли? – Да нет, это ты тупой┘» и т.д. О поэтической победе – ни полслова.

У @ди растут рога, которые он по утрам отпиливает ножовкой по металлу. Конфликт напоминает 15-летней примерно давности разборки Игоря Григорьева, главного редактора пафосного глянцевого журнала, с Ярославом Могутиным, но только напоминает. Сюжет: «Кто гений Креатива Земного и Копирайта Подземного?», алкоголь, наркотики, дурдом, секс. Приводятся якобы сетевые тексты вроде цитированного выше, которые становятся все длиннее, все скучнее, слово «сахар» на полторы страницы┘ Неоправданные замыслом буквальные повторы – в безжанровой интернет-литературе оправданность контекстом необязательна, и автор этим обстоятельством активно пользуется – креатив, да. И еще более нетривиальный ход: две подробные гомосексуальные сцены с суворовцами в книжке на 300 с небольшим страниц. Что касается проекта «Экс Спермо Ментальный [ф]ашизм», то не то чтобы возмущала некорректность темы, но при чем здесь «[ф]ашизм?» А при том, что последнее слово, несмотря на квадратные скобки, провокационное – и не более.

Отдельно стоит сказать о языке. В смысле стилевом языка нет: «– А ты немец? – Я. Немец». Креатив. И мат, которого много, в общем, оправдан – считающие себя новыми интеллектуалами креативщики из приезжих между собой изъясняются преимущественно матом, здесь это элемент реализма. Использование сетевого языка, его написания – смесь в одном слове английского и русского, цифр, символов – в книжной литературе под видом признака искренности, новизны и смелости обличает тягу к иному, современному, объективному, надиндивидуальному и в то же время являющемуся признаком корпорации гениев языку. Но путь тупиковый, и с этим пора раз и навсегда разобраться. Выходят креативы вроде «P!DOORS» и бесконечные ошибки: то «Пи$$тоны» – то «Пи$тоны», то ставим в конце предложения точку после имени «Владимир А?», то – нет. Обилие, например, старославянских литер, применение которых еще Петр I ограничил духовными целями – названия банков, логотипы газет – даже с маркетинговой точки зрения себя не оправдывает, для человека, не испытывающего наслаждения от внешнего эпатажа, что уставы-полууставы, что «собачки»-смайлики, что арабские письмена – любой текст только отягощают. А в художестве напоминают пэчворк, или, если угодно, Volksschaffen (народное искусство), или китчевых котов из лоскутных тряпок.

Излишне говорить о том, что в «Гипно Некро Спаме» нет никакой авторской оценки – в сетевой литературе она и не предполагается. Нет даже иронии, напротив, присутствует оттенок восхищения, любования порочностью представителей своего поколения, из очевидности несовершенства мира сеющих тупое. Нет никакого стремления к тому, чтобы интеллектуальное общество озадачилось наконец и выработало какую-то на сей счет политическую корректность. Торможение 30-летних на 15-летнем возрасте: голый поиск новизны, креатива как такового. И ситуация даже опасна: это обаяние глянца имеет большое влияние. Константин Леонтьев писал – о целом Толстом! – «Он хуже преступных нигилистов. Те идут сами на виселицу, а он блажит, катаясь, как сыр в масле┘ Он верит, правда, слепо в одно: в важность собственных чувств и стремлений, и, нагло меняя их, как башмаки, беспрестанно, знать не хочет, каково будет их влияние!.. За┘ «искания» и «искренность» стоит сотни две горячих всыпать туда┘»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1077
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
1034
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1124
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
998