0
1359
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.08.2009 00:00:00

Вот и дочитались

Тэги: россия, роман, генацид, литература


россия, роман, генацид, литература

Всеволод Бенигсен. ГенАцид: Роман. – М.: Время, 2009. – 352 с.

Вдруг случилось буквально следующее. Россия решила объединиться на почве любви к отечественной литературе. Было объявлено, что в час Икс на всей территории страны вводится Государственная единая национальная идея (сокращенно ГенАцид). Смысл оной прост: каждый гражданин государства заучивает наизусть какой-либо текст известного русского прозаика или поэта и на всю жизнь запоминает его. Таким образом, все россияне становятся причастны к делу сохранения родной культуры. Пуcть и принудительно, но слова Пушкина, Тургенева, Шукшина и проч. оседают и пускают ростки в душах человечьих. Книги могут сгореть, истлеть, утонуть. Но в памяти людей живут строчки из произведений национальных классиков. А пока они живы, значит, и сама Россия жива. Вперед, к победе ГенАцида, товарищи. Вперед, к новым победам на культурном фронте.

Именно такая новость застигла врасплох жителей мирной деревушки Большие Ущеры, затерянной где-то на бескрайних просторах нашей страны. В газете был напечатан указ, а милиция и местные власти получили команду о скорейшем и эффективном проведении ГенАцида в жизнь. В соответствии со спецификой задания, на передовом рубеже борьбы за национальную идею оказалась и местная интеллигенция в лице библиотекаря Антона Пахомова. Который, собственно, даже и не местный, а просто приехал сюда когда-то по распределению, потом женился на ущеровской девушке, да так и остался жить и работать в деревне. И вот именно ему, как «человеку книги», выпала забота обеспечить неукоснительное исполнение государственного указа. Внедрить, так сказать (при поддержке милиции), высокую культуру слова в массы.

Начавшись как забавный сатирический гротеск в духе Щедрина и Войновича, роман Всеволода Бенигсена постепенно обретает куда более жесткие и беспощадные, сюрреалистические, что ли, интонации. Напрашиваются параллели не только с Елизаровым и Сорокиным, но и – призывая на помощь другие искусства – с Гринуэем, много разрабатывавшим в своих фильмах тему «книги и насилие». Но при этом от очевидных аллюзий роман свободен. Автор не подмигивает эрудированному читателю, не зовет его расшифровывать скрытые цитаты и сквозные мотивы (что в романе о книгах смотрелось бы логично). Это рациональный, предельно дисциплинированный, но в то же время очень искренний и, кажется, внутренне выстраданный текст.


В русской жизни от смеха до ужаса – один шаг.
Филипп Малявин. Баба на качелях. 1920-е гг. Из книги Андрея Толстого "Художники русской эмиграции" (М., 2005)

Бенигсен доводит анекдот-фантасмагорию до логического кроваво-абсурдного финала, до русского бунта, о котором все самое важное сказал Пушкин, до какой-то пропасти, в которую страшно заглядывать, чтобы ненароком не увидеть там свое будущее. Реальное, а не литературное будущее. Автор показывает метафизическую изнанку, оборотную сторону русской духовности и литературоцентризма, и изнанка эта, по версии Бенигсена, чудовищна. Роман этот – даже не антиутопия, а какая-то черная притча-фантазия о русской жизни. Можно интерпретировать «ГенАцид» и как иносказание о «книжных» истоках революции и террора. Заметим, что роман уже успели обвинить в русофобии и книгоненавистничестве. Некоторые эпизоды «ГенАцида» дают к тому повод. «Книжки им дали почитать. Вот и дочитались», – говорит один из персонажей, увидев указ в действии. Именно книги становятся здесь катализатором геноцида – настоящего, без кавычек и буквы «а».

Бенигсен рассказал очень невеселую историю. Рассказал – несмотря на общую «небывалость» фабулы – в почти реалистическом ключе, с деревенскими нравами, сочными диалогами, запутанными и подчас трагическими судьбами. Это, конечно, не книга «против» чего-либо, хотя есть большое искушение приписать роману некие политические, оппозиционные тенденции. Это своего рода роман-диагноз, где проговорены некие важные для нашего сегодняшнего (и завтрашнего) дня вещи – в форме жестокой сказки. А уж за «терапевтической» литературой надо обращаться к другим авторам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1253
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1069
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1364
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
1795

Другие новости