0
1378
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.01.2011 00:00:00

Петит

Тэги: сенчин, рассказы


сенчин, рассказы

А АЛЬМАНАХ ХВАЛИЛИ

Роман Сенчин.  Изобилие: Рассказы.
– М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 224 с. (Уроки русского)

«Двое высоких, хорошо одетых парней. С приятными лицами┘ Андрей коротко размахивается и крепко бьет Генку молотком по затылку раз и второй». Генка – маргинальный пьяница, бредет от магазина, хамит прохожим: «Рздись, ёптель! Дорогу, бляха!», требует курить – вот и нарвался. Название рассказа – «Очистка». Оказывается, Роман Сенчин не сегодня сурово сосредоточился на социальной реальности.

Короткие рассказы сборника «Изобилие» числом больше трех десятков, самый ранний 1993 года, самый поздний – 1999-го, обнаруживают жесткую волевую руку, выстраивающую каждую сюжетную конструкцию. Роман Сенчин словно демонстрирует истоки своего теперешнего статуса.

Есть рассказы автобиографичные – например «Сеанс». Молодой человек крадется к девушке в общежитие музыкального училища, удачно минует вахтершу, остаются наедине, ждешь реализма┘ А он: «Статейки┘ Я могу большее. Могу, хочу большего! Понимаешь, нет? Полтора года альманах выпускал, один, на печатной машинке, через копирку┘ Просил, давайте по-нормальному, хоть на ксероксе! Деньги, деньги┘ А альманах хвалили┘ Устал я, бросил – и никому ничего, как бы и не было┘ «Пей водку – вот и все, что тебе предлагают. Пей и не лезь». Вот и все». А вот условно военные рассказы производят впечатление ирреальности. Будни войны: пленные, по-видимому срочники, после боя закапывают мертвых. Потом обреченно встают на краю могилы. «Пленные сбились в кучу. Из вереска вылез увечный и прибился к своим, непрерывно качая распухшую руку┘ Ударил дружный залп короткими очередями». То ли приднестровский конфликт, то ли еще какой┘ Странный рассказ «Под сопкой» – о современной гражданской войне где-то за Уралом напоминает полуфантастику – не магический же реализм? – Ильдара Абузярова и сновидческие войны Кирилла Берендеева («Осколки»). Что если это реализм, пусть и новый? Лучше не думать.

Порой вашему обозревателю попадают в руки тоненькие, на нищенской бумаге, в мягких обложках, недооформленные книжки, которые невозможно рецензировать: писалось не для читателя и уж точно не для критики – для себя, для друзей... Сборник ранних рассказов Романа Сенчина – датами, полной и тяжелой безысходностью, ощущением того, что герои, в огромном большинстве молодые люди, потому так ошеломляюще искренни, что ровно ничего не имеют за душой, – похож на эти тонкие книжки. Где, в каком городе живут герои Сенчина? Ясно, что «в нашем», не в столичном. Но когда полупомешанный молодой человек настойчиво выспрашивает у случайной женщины ее имя, а потом жует его: «Лариса┘ Ла-риса┘ Ла-ри-са┘» и уходит, ничего не объяснив, «бодро подбрасывая носками ботинок палые листья» («Имя»), плотная, добротная ткань реализма трещит и рвется, и выпрастывается из-за нее, становясь очевидным, порыв куда-то прочь, далеко-далеко, где тоска по другой жизни, по сочувствию и пониманию, по настоящему своему дому в конце концов будет утолена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1566
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1632
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1332
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1103

Другие новости