0
3596
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.04.2013 00:01:00

Правда и песенка Рины Зеленой

Тэги: дадамян, советское искусство, монография


дадамян, советское искусство, монография

Геннадий Дадамян. Атлантида советского искусства. 1917–1991. Часть 1. 1917–1932. 
– М.: ГИТИС, 2012. – 524 с.
 
Монография профессора, одного из самых авторитетных экспертов в вопросах театрального дела в России Геннадия Дадамяна «Атлантида советского искусства» выросла из курса лекций, который он читал на продюсерском факультете ГИТИСа. Первая часть охватила пятнадцать лет, с 1917 по 1932 год, – время, когда не только одна страна исчезла, была разрушена до основанья, а на ее месте затем была построена другая, новая, – искусство, театральное дело – всё в этой новой стране было новым, революционным, часто совершенно другим. 
В «Атлантиде» каждый вид искусства рассматривается после экскурса в историю, поэтому не случается запутанного смешения имен, направлений и художественных манифестов. Когда же Дадамян сбрасывает маску бесстрастного наблюдателя, углубляется в воспоминания, а вместо «мы» начинает писать «я», монография превращается в насыщенные, интереснейшие мемуары. А истории из прошлого, особенно с личной подачи, с известной людям театра дадамяновской страстной эмоцией, слушать или читать всегда интереснее, чем «нейтральный», «объективный» учебник.
Но именно на место своеобразного учебника «Атлантиду» и хочется поместить. Материала хватило бы даже на несколько. А спорные моменты – а в искусстве бесспорного вообще немного! – иллюстрируются мнением сразу нескольких заинтересованных сторон. Показателен в этом отношении фрагмент об Анатолии Васильевиче Луначарском, наркоме просвещения: «Сегодня в переосмыслении советской истории кое-кто из нас спешит выплеснуть вместе с водой и ребенка. Это относится и к оценке роли А.В. в культурной истории России…» А дальше, как говорится, возможны варианты, причем умещающиеся в одном человеке, имя которого еще не так давно носил и ГИТИС: проводник политики нового строя в культуре, интеллигент («а Сталин интеллигентов не любил»), по мнению одних – «первый советский университет» (Варлам Шаламов), по мнению других – он «съел  огромное количество образованных людей» (Леонид Андреев). Такой же многоликой предстает и вся история страны после 1917 года. Дадамян, когда нужны аргументы,  просто цитирует. Да и какие нужны комментарии к установке памятника Иуде (а хотели Люциферу) или решению, что в институты человек должен поступать, только отработав на заводе, «очистившись»? Иногда, правда, терпения не хватает и пробиваются авторские эмоции: «Создается впечатление, что сами идеологи искренне в эту галиматью верили». Это – Дадамян, сразу узнаешь его голос! 
На фоне этих социальных изменений возникла и развилась авангардная культура, деятели которой были для новой власти лишь временными попутчиками: в немилость впадали недавние фавориты – и футуристы, и архитектор Мельников, и Мейерхольд, и Эйзенштейн, а в 1929 году был снят с должности наркома просвещения и Луначарский. Эти взаимоотношения хорошо описывает фраза Василия Ключевского про Петра I: царь «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно». Аналогия справедлива и для советских писателей, и для художников...
Впрочем, «история художественного процесса» составляет лишь основную фактологическую часть монографии Дадамяна. Есть еще и вторая, посвященная связям этих самых «фактов» с «идеями своего социального времени». Самый запоминающийся пример – уже на первых страницах: на станции метро «Площадь Революции» в скульптурной композиции Манизера все работяги смотрят вдаль, а гнилая интеллигенция – в пол. Психология взгляда тут бескомпромиссно делит «народ» на правых и виноватых или «социально близких» и «социально далеких» для советской власти. Другая идея – «стремление к смерти как высшей славе». Символы победы-смерти присутствуют в оформлении праздников. Два главных цвета Первомая – красный (кровь) и черный (смерть). Чем дальше читаешь «Атлантиду…», тем более захватывающим становится чтение, привыкаешь к отступлениям, набранным в книге мелким шрифтом, проникаешься авторской интонацией, его манерой перебивать самого себя, чтобы подкрепить очередную мысль вдруг подвернувшейся кстати историей, дней минувших анекдотом «от Ромула до наших дней». В этой книге важно, что автор, говоря о статье 1932 года «С кем вы, «мастера культуры»?», на следующей уже странице пишет: «От этого времени осталась песенка, которую пела Рина Зеленая». В истории искусства мелочей нет.
Монография Дадамяна не ставит крест на прошлом, показывая советское искусство в многообразии интересов и частных обид, часто – заложником этих частных обид, «отношений», о чем автор знает, кажется, все, до самых мелких и другому неизвестных мелочей. Жить в эту пору прекрасную, правда, не очень хочется. Вот почитать – интересно. Важно еще, что идеологические «скрепы», скреплявшие до смерти, не мешают автору свободно говорить о предмете – о самом искусстве, как говорится, в сложности и многообразии. Дадамян к тому же не настаивает, что открыл или – тем более – что закрыл тему, но его монографию тем не менее хочется сравнить с чем-то героическим, античным, с делом невероятным, – ну, пожалуй, что с глыбой, которую Сизиф все-таки смог зафиксировать на вершине горы.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1463
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3776
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2122
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2391

Другие новости