0
2787
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.06.2013 00:01:00

Танец карандаша

Тэги: александр соколов, графика, творчество


александр соколов, графика, творчество

Александр Соколов. ХХ век в эпоху маэстро Соколова.
– М: Московский Дом фотографии, Фонд «Сотворение мира», ART BOOKS, 2013. – 294 с.

Иной раз кажется, что карандаш его движению скрипичного «смычка послушный»: вечное движение, Паганини, волхование, выход за границы возможного и невозможного. Взгляд сквозь время…
В рисунках Александра Соколова «невыносимая легкость бытия» – как будто он не рисует, а шалит, шутит, покидая мир материального и переходя в мир идеального, «из тени в свет перелетая» – приобретает реальные очертания.
Так балуется ребенок, которому в первый раз попали в руки карандаш и бумага. Грифель, не касаясь листа, скользит в пространстве. Вся его графика объемна.
«Невыносимая легкость» – не столько мета гения, но и его судьба.
Александр Александрович Соколов – не случайный «незнакомый прохожий», а крестный отец множества печатных популярных ныне российских изданий. В одних из которых он работал собкором, как в газете «Культура», в других – художественным редактором («Литературная газета», «Советская Россия»).
С 1968 по 1985 год Соколов – главный художник журнала «Журналист». А другие издания и вовсе только благодаря ему и обрели лица необщее выраженье: «Экономическая газета», «Московские новости», «Экономика и жизнь», «Вечерняя Москва», «Новое время».
Странно и непостижимо, но настоящее время не обращает внимание на прекрасное, которому отдала должное даже «непотребная девка» Дмитрия Кедрина. Кстати, у Александра Соколова – композиция на его стихи. И не только Кедрина.
В галерее Соколова – множество поэтов: Александр Пушкин, Анна Ахматова, Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Евтушенко, Сергей Михалков, Юнна Мориц, Роберт Рождественский, Михаил Светлов, Олег Чухонцев и другие.
Видимо, рисунок – это остановленная на мгновение красота и пластика слова, которая сродни стихотворению. B не только слову, но и музыке, танцу, кино…
Со словом Александра Соколова обвенчал ГИТИС. Его дипломная работа – «Танец Майи Плисецкой». Звонкий, стремительный, напряженный, как тетива натянутого лука, танец балерины не мог не заразить его своей певучей музыкальностью. Большинство его рисунков, словно сухие и резкие движения балетной ножки (воспетой еще Пушкиным), спустившейся на грешную землю лишь только для того, чтобы посильнее оттолкнуться от этой материальной тверди и умчаться отсюда прочь. В небесные выси, эфир, рай…
21-7-1-t.jpg

Поэт глазами советского Пикассо.
Александр Соколов. Борис Пастернак.
Иллюстрация из книги

После ГИТИСа и Плисецкой пропуск в культуру был обеспечен. Александр Соколов – из поколения «шестидесятников», романтиков, физиков и лириков. 
Романтик – что библейский праведник. Московский кинофестиваль подарил Москве целую россыпь великих артистов, режиссеров, букет звезд, который, словно пресловутое «небо в алмазах», стал не только видимым, но и осязаемым. В том числе и благодаря рисункам – тогда они еще назывались шаржами – Александра Соколова.
Танцующий по белому полю, словно балерина, карандаш не знает границ и цензуры. Мало того, «советского Пикассо» спасает то, что его абстракционизм, словно черно-белая раскраска из детской книги или знаменитая черно-белая фотография, почти не нуждался в цвете. То есть не стал вещественным и каким-то чересчур буквальным отображением окружающей действительности с ее довольно навязчивым уклоном в социальность.
Соколов – это прежде всего праздник, карнавал масок, типов, образов, амплуа! Именно он еще до заключения влиятельного и строго жюри угадал в молодом и еще никому не известном пианисте Ван Клиберне всемирную знаменитость.
Василий Белов, Виктор Боков, Павел Бунин, Леонид Брежнев, Юрий Андропов… Эпоха, запечатленная в шарже, как скупые и выразительные кадры кинохроники. Андрей Вознесенский, портрет которого служит украшением коллекции рисунков, когда-то написал стихотворение о Пиросмани как будто об Александре Соколове: «Жил-был художник один…»
Сквозь хорошо забытое прошлое, как утреннее солнышко сквозь свинцовые тучи, проглядывает наше время, которое, хочется верить, по-новому откроет талант художника, чтобы, рыдая и смеясь, вспомнить о прошлом. Не хорошем или плохом, а таком, каким его увидел Александр Соколов!

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
492
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
367
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
416
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
489

Другие новости