0
4626
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

…И общей не уйдет судьбы

Тэги: хейфец, мемуары, октябрь


Леонид Хейфец – режиссер легендарный. И не потому, что он снял «Даму с собачкой», тем более что этот фильм снял Иосиф Хейфиц, не родственник и даже не однофамилец Леонида Ефимовича. Семидесятидевятилетний Леонид Хейфец поставил один из главных спектаклей Оттепели – «Смерть Иоанна Грозного». Спектакль вышел в 1966 году в ЦАТСА, Театре Советской Армии, но Оттепель – как исторический отрезок – понятие вообще, мне кажется, относительное, не скажешь наверняка: 1958 год, когда травили Пастернака, – оттепельный или уже нет, имея в виду, что впереди – XXII съезд КПСС, где были приняты постановления, публично осудившие культ личности? И т.д. «Смерть Иоанна Грозного» итожила иллюзии Оттепели, но главное – вскрывала механизмы страха, технологию тирании. Это был великий спектакль ХХ века. В конце 80-х, после Малого и МХАТа, вернулся в Театр Армии и там поставил «Павла I» Мережковского, автора еще недавно не полу-, а целиком и полностью запрещенного, и в этом спектакле снова была какая-то редкая полнота размышлений режиссера о власти в России. Он ставил и частные истории – в Малом, к примеру, «Перед заходом солнца», в Театре Маяковского за два года поставил Островского и Миллера, «Не все коту Масленица» и «Цену», но главные его спектакли все-таки были о главном в России вопросе. Одни говорят, что главный русский вопрос – «что делать?», другие – «кто виноват?», а Хейфец и показывает, и доказывает, что главный и единственный в России вопрос – вопрос о власти. 

В журнале «Октябрь» летом вышли главы из его мемуарной книжки «Всполохи». Лезешь в словарь, натыкаешься на чудную фразу из «Тихого Дона»: «Мельканула жизня, как летний всполох, и нету ее». Вот-вот. Вот – об этом и Хейфец пишет свои воспоминания частного человека, а вернее – режиссер, обернувшись в прошлое, выхватывает эпизоды, рассказывает о жизни, людях, друзьях его минского двора. Но он же режиссер, мысли, как сказано в старом советском анекдоте, никуда не денешь.

Эта книга, вернее, опубликованные страницы – из тех, которые невозможно читать без слез, равно как и без улыбки. Хейфец пишет о детстве, страшном, военном. Эвакуация. Пропажа и гибель родных и страшное понимание, пришедшее, конечно, позднее: КАК погибли те, кому не удалось убежать от стремительно наступавших фашистов.

В самом слове «всполохи» заключена еще и тревожность этих мгновенных вспышек света. Оглядываясь в прошлое, Хейфец одновременно и рассказывает, и думает о прошедшем, не стесняясь показаться умнее, а тем более свое нынешнее знание «транспарировать» в себя тогдашнего. Но и самые мелочи памяти, ее тревожные вспышки, рвут душу в клочья. Короткий абзац про инвалидов, которых так много было вокруг сразу после войны и так быстро сведенных в могилу – для эстетической презентабельности картинок советской жизни. Или – замечание вскользь: «Когда я поступал в ГИТИС, тема «Вдовы» была в моем «загашнике», то есть если бы меня спросили: «А что больше всего вас волнует?» – такие вопросы задаются на коллоквиумах, я бы, не задумываясь, ответил: «Вдовы».

Он прожил счастливую жизнь, может быть, это и позволяет порой жестоко расправляться с тем, что сегодняшними глазами он видит больше, чем замечал когда-то, когда разглядывал до дыр эти фронтовые фотоснимки: «У меня сохранился снимок с фронта, присланный мужем маминой сестры дядей Левой в 1944-м. На снимке – все подразделение, занимающееся ремонтом танков в ближнем тылу, рядом с передовой. Впереди на стуле три командира: полковник, замполит-подполковник и майор Лев Рубенчик. А вокруг солдаты, сержанты, старшины… Сытые и гладкие лица командиров, чуть похуже – у парочки лейтенантов и совершенно серые, изможденные, почти лица лагерников – у остальных. Очень плохо одетые – какое-то разномастное обмундирование, худые, старые шеи торчат из шинелей, ватников, гимнастерок… Представляете, каково мне после этого смотреть наши военные фильмы, спектакли? Бессовестное безобразие, ложь, неправда!» Это ведь и про «Сталинград». И про старую ложь, и про новую, сегодняшнюю. 

Я читаю Хейфеца и сквозь наворачивающиеся слезы слышу мамин голос, ее почти заученный, но не надоедавший мне рассказ про эвакуацию: как с трудом, с боем садились в Северном порту на пароход, как недалеко от Москвы причалили – со странным, чужим звуком прилетели немецкие самолеты, как мамина мама повторяла: «Не двигайся, лежи смирно», – а мама не могла не двигаться – они легли в поле, где ползали какие-то муравьи, жужжали и кусали комары. А когда садились на пароход, увидели над Москвой зарево – это был первый налет. А в Казани, когда болела, мама лежала дома одна, рисовала на инее, покрывавшем стену, какие-то узоры и страшно жалела о чибриках – в школе их давали на перемене чибрики, что-то страшное из серой муки. Мама с такой нежностью про них рассказывала, что я понимал, никакие рестораны эту ее любовь не перекроют. Я читаю воспоминания Хейфеца с какою-то особенной благодарностью за то, что он написал и про мамино детство, отнятое войной. Тем более что в Казани они жили, возможно, в соседних домах или на соседних улицах, ходили в одну школу, хотя мама моя была старше его на два года. Одежда по ленд-лизу, страшный голод. Вши. Мама рассказывала, как выковыривали их друг у друга из головы.

В его истории папа проводил маму с Леней в Евпаторию 6 июня, просил не волноваться, беречь мальчика. Больше они не встретились. Всполохи, они же – «рваные клочья памяти». Хейфец пишет, как любили мороженое в вафлях, описывает процесс «формирования» продукта специальной ложкой, а потом, когда кончились и мороженое и газировка, рылись в земле, радовались, когда находили в поле невырытую, пропущенную картофелину. Ели сырой. Другой эпизод – казнь на минском ипподроме генералов, как это было… не по-человечески и одновременно в памяти сохранились какие-то очень человеческие детали, вроде солдатика, который никак не мог растянуть петлю… А генерал – заплакал. А на следующий день они пришли на ипподром, потому что кто-то сказал, что на руках у повешенных остались золотые кольца: «Нам не было страшно. Нам не было жалко». И следующий абзац – про немцев, пленных, которые делали ремонт у Хейфецов и мама разговаривала с ними на идиш… Они понимали. 

Хейфец рассказывает, как допрашивал работавшего с ним в Берлине переводчика: «Вот тот старик… Он мог быть на фронте?.. Мог стрелять в моего отца?..» – и я тут же вспоминаю, как мама повела меня маленького на концерт какого-то немецкого скрипача. Он был совершенно седой, и я не слышал, кого он играет, думал только о том, что он делал во время войны: играл? воевал? Стрелял в моего дедушку или в мамину тетю, которая пошла в 41-м добровольцем на фронт? Стыдно ли ему сейчас?..»  

Я читаю все эти истории – про милиционера Федорцова, про дядю Леву, на которого так похож Мюллер, которого сыграл Леонид Броневой, про удобства во дворе и первый общественный туалет на проспекте Сталина, подростковое послевоенное воровство и воров, которых Хейфец научился распознавать (сюжет про парикмахера – десять строчек и – целая жизнь, ненаписанный, неснятый детектив, забористый почти как «Ликвидация»!), тогда – умел, а потом – разучился, поступление в ГИТИС и письменная работа по режиссуре на тему «Какие черты вы будете воспитывать в артистах при постановке современной советской пьесы», – простые, узнаваемые картинки складываются двумя-тремя штрихами, а иногда и одной точной и цепкой и часто – безжалостной деталью. И понимаю, что это истории не только про его детство, юность, университеты, но также и про мою жизнь, и несколько маленьких глав по большой истории России, которые, к сожалению, вряд ли пригодятся для учебника, который вот-вот должны показать президенту. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
411
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
450
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
182

Другие новости