0
4432
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

Только – о хорошем

Тэги: котова, воспоминания, современник


котова, воспоминания, современник

Елизавета Котова. Воспоминания счастливого человека. 

– М.: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, 2013. – 192 с.

«Воспоминания счастливого человека» – надо иметь особую смелость, чтобы так назвать книжку воспоминаний. При жизни люди боятся таких громких слов, боятся спугнуть это самое счастье, такое, в общем, иллюзорное и мимолетное. Но книга Елизаветы Исааковны Котовой, легендарного завлита «Современника», вышла уже после ее смерти, достаточно быстро – прошло полтора года с ее ухода. В «Современнике» умеют устраивать праздники, и провожать, и помнить  тоже умеют. Не забывать.  И вот - нынешний завлит Евгения Кузнецова, которая, судя по всему, не сразу и не без труда заставила Котову поделиться воспоминаниями, теперь собрала все, довела до ума и вот - вышла книга.

Естественно, я обращался к ней всегда по имени-отчеству, но за глаза и я, как все, называл ее неизменно Ляля Котова, так звали ее все современниковцы, а я,  так сказать, «по наследству». Естественно, так называл ее Александр Петрович Свободин, чья пьеса «Народовольцы» шла в театре, вышла в той самой революционной трилогии: «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики». Со Свободиным мы были близки, часто разговаривали, а он был человеком «Современника». 

Сегодняшней публике, да и сегодняшним завлитам, надо долго объяснять, что Котова в «Современнике» была соратницей Ефремова, во многом именно она определяла художественное направление театра. Таких великих завлитов было немного: Котова – в «Современнике», Дина Шварц – в товстоноговском БДТ, Нонна Скегина – при, а вернее, не «при», а с Анатолием Эфросом. Про них складывали легенды. Одна такая: вечером Дина Морицевна звонит Котовой, спрашивает про дела, «что новенького», та невзначай называет какую-то новую пьесу, а когда на следующее утро приходит на работу, видит Шварц, которая приехала из Питера, чтобы прочесть новую пьесу. Котова формально работала заведующей литературной частью 14 лет – с 1963 по 1977 год, но и после того регулярно бывала в «Современнике», пока силы были, на всех премьерах и почти до последнего дня была в курсе всех театральных новостей. И театр, надо отдать должное, принимал участие в ее жизни, не забывал человека, которому многим обязан. С именем Котовой связаны важные для «Современника» спектакли. «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», «Балалайкин и Ко», «А поутру они проснулись». Среди ее близких друзей были Михаил Рощин, Михаил Шатров, Александр Володин, Свободин...

Котова была счастлива в театре, а главным театром ее жизни стал, однажды и навсегда, «Современник». Ее воспоминания – обо всем, в ее рассказах – а эта книга устная, не написанная, а наговоренная, тем более что в последние годы жизни она стремительно теряла зрение, – детали, подробности предвоенной жизни, военной Москвы, учебы в ГИТИСе, чуть-чуть – о работе после окончания института в Бахрушинском музее (за то, что музей теперь выпустил эту книгу в своей «Бахрушинской серии» – отдельное спасибо), потом – при Михал Михалыче Яншине в Театре Станиславского, и –  наконец – венец пути – «Современник», самые счастливые годы ее жизни и для театра – важные, тем более что на годы работы Котовой в «Современнике» пришелся трагический разлом – до и после Ефремова. Кстати, вряд ли это будет преувеличением: Котова – одна из тех, кто эту драматическую ситуацию сгладил, приведя в театр Рощина, других замечательных драматургов. 

Елизавета Котова и главный режиссер «Современника» Галина Волчек.	Фото из книги
Елизавета Котова и главный режиссер «Современника» Галина Волчек.
Фото из книги 

Сегодня завлиты почти все уже вымерли, как мамонты, изведены как класс – так после революции уничтожали ненавистных эксплуататоров, а тогда, в незапамятные 60–70–80-е, их, лучших, можно сравнивать с лоцманами, которые кораблю прокладывают путь. Во всяком случае, Котова была таким вот очень важным человеком в жизни «Современника» – и при Ефремове, и при сменившей его, вытащившей театр из уготованного ему небытия Галине Волчек. 

Мемуары ее, конечно, интересны более всего в этой, современниковской половине. Но чрезвычайно любопытны при этом и какие-то мелочи, которые она «вытаскивает» из детства, даже – когда-то знаменитые истории двух встреч с Лениным ее матери, трудившейся в секретариате Совнаркома. Школа, знаменитая, но при этом – обычная московская школа № 25, где среди одноклассников были Светлана Сталина, Дарья и Марфа Пешковы… Сталина приезжала в школу на троллейбусе. Точно так же мой дядя, мамин брат, учился в другой обычной московской школе с микояшками – так запросто называли детей Микояна. 

ГИТИС, после его окончания – Бахрушинский музей, и там – история чудесного спасения архива Мейерхольда, для которого придумали специальный «шифр» НПП – «Не подлежит показу», тем и спасли от уничтожения. Затем – завлитство: сначала в Театре имени Ленинского комсомола, потом, прежде чем попасть в «Современник», – в Театре Станиславского, с Яншиным… Работа подневольная, но – во всем сквозит шестидесятничество – порядочность выше всех других резонов, чистота отношений, и – еще одно счастье Котовой – она и про других старается вспоминать, а возможно, и тогда видела в других хорошее, лучшее. Замечательные истории – про Евстигнеева, Табакова, Сергея Владимировича Михалкова – сюжет, во многих деталях уже известный, о том, как в «Современнике» ставили Салтыкова-Щедрина, а инсценировку заказали Михалкову, и он своей звездой Героя Соцтруда «прикрыл» диссидентствующий театр.

Котова рассказывает какие-то «нетеатральные», элегантные, я бы сказал, истории: о том, например, как Яншин позвал в свой театр оставшуюся не у дел Софью Гиацинтову и отпустил ее обратно в Ленком, когда туда пришел работать Анатолий Эфрос. Как тот же Яншин увлек молодых актеров на скачки, а потом, заметив в Урбанском «ноздрю азарта», отвел его в сторону: «Я сегодня на вас смотрел. Кто угодно может ходить на бега, вы – никогда! Вы там погибнете!» 

Ну и главное, пожалуй, в книге – рассказы про быт «Современника», театральный быт, творческую кухню, про театр, где и вправду, как пообещал ей Игорь Кваша, «все по-другому». Ни с кем из поздних мемуаристов не вступая в открытый спор, никого не выводя на чистую воду, Котова пишет: про Ефремова, «о том, что у него были сложности со спиртным, к сожалению, написаны тома», но «за годы работы в «Современнике» из-за этого не заменили и не отменили ни одного спектакля. И я ручаюсь за то, что в те дни, когда он играл, он не позволял себе быть «не в форме». А чего стоит история, как Ефремов организовал поход в министерство в защиту уволенного из Ленкома Эфроса: позвонил Товстоногову, тот приехал из Ленинграда, к ним присоединился Любимов, и втроем они пошли в надежде изменить ситуацию. Знали, что решение принято, значит, возврата нет, но не пойти – не могли. Ну, как рядом с такими людьми и такими историями – и не быть счастливым человеком?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
411
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
450
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
182

Другие новости