0
3349
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.10.2015 00:01:00

Будуар и молельня

Тэги: патриоты, антиутопии, русь, сатира, клерикализм, либерализм


рисунок
Вот каким увидел
Антона Секисова
прозаик Александр Снегирев.
Рисунок Александра Снегирева

Антон Секисов – писатель молодой, но уже набивший руку в журналистике. Причем работал он в медийных ресурсах широкого спектра – от хипстерской и авангардной «Планеты» до ультраконсервативного сайта «12». Именно в этих кругах новый прозаик Секисов насосался крови и наелся плоти передовой российской интеллектуальной мысли. Поболтался в полуполитических кругах, наслушался криков и шепотов столичных деятелей и активистов всех мастей. Набрался злости и воздуха, презрения и задора и разразился романом, вокруг которого уже колышется легкая дискуссия.

Книжка «Кровь и почва» вышла в июне, но уже в рукописи текст попал в длинный список премии «Национальный бестселлер» и удостоился большого количества онлайн-откликов от Большого жюри. Кто-то разглядел прототипов. Кто-то ощутил на щеке плевок. Кто-то вздыбился, радуясь густому и яркому стилю. На самом деле прототипы у героев романа хоть и имеются, но довольно условные. Роман не документальный, а предельно художественный, в духе Вагинова. И пасквилем на крепнущее патриотическое крыло России его не назовешь. Если Секисов и хохочет над современниками, то над всеми разом – и западниками, и славянофилами.

 Сюжетная завязка антиутопична: в Замоскворечье вырастает город в городе – Каменная слобода с храмами, бричками, собственной прессой и скрипом духовных скреп. Впрочем, сами идеологи не очень-то верят в то, что делают. Выезжают бухать с американцами и слушать джаз. Впрочем, и речи, и реалии всех этих лицемерных скоморошьих деятелей – далеко не фантастика, а самая что ни на есть подлинная реальность. «Партия «Державная Русь» набирает силу. Перспективы – самые радужные. Наверху все обговорено. Со следующего созыва – в Думе, третье место на выборах, с небольшим отставанием (2–4%, – показав что-то неопределенное, вращательное рукой, уточнил Шеремет) от КПСС. Вокруг «Руси» активно создается инфраструктура, в том числе и своя пресса – газеты, интернет-сайты, радио. В обозримом будущем – и телеканал. Разыскиваются толковые люди. Патриотически настроенная молодежь. Работа… Ну что там, речи писать, редактировать, сам знаешь, по мелочи. На самом деле, не бей лежачего. Главное – найти к этим людям подход. Патриоты – они как дети, – Шеремет неожиданно замолчал и, склонившись, в упор поглядел на Гортова: «Принимать благословение, знаешь, как?»

книга
Антон Секисов.
Кровь и почва.
– М.: Ил-music, 2015.
– 156 с.

«Кровь и почва» возмутила известного русского писателя – бывшего коллегу Секисова по работе на одном общественно-политическом великодержавном сайте. Писатель этот – автор «Обители» и любимое многими читателями медийное лицо – углядел в книге оскорбление чувств и всего святого. Мало того, оставшийся неназванным Секисов в глазах известного писателя предстал этаким типичным представителем поколения 80-х. «Русский мальчик, а издевается над Русской православной церковью, над самим понятием патриотизма, над всем, что успел заметить к своим младым годам (а успел мало). Ему искренне кажется, что он высмеивает пошлость. А он высмеивает свое кривое отражение. Он, впрочем, не один, есть целый выводок. Дети перестройки. Советского тоталитаризма не застали, возросли посреди полной свободы, оттого внутри сквозняк и ощущение помойки». И присоветовал в конце: «Зудит? Иди водичкой помочи, юноша. Постареешь – пройдет. Это скоро». В дискуссию ввязался и другой писатель, любитель чистой водки и борец за сермяжную правду жизни, автор «Елтышевых». Этот уже прямо упомянул Секисова и выступил в его защиту: «Я бы, наоборот, не советовал мочить водичкой, избавляться от зуда. Пускай зудит. У живых где-нибудь что-нибудь должно зудеть. Пятка, яйца, шея, душа. У зомби, говорят, ничего не зудит».

Да, с этим не поспоришь. У Антона Секисова действительно зудит. Но главное, что выражается это не в акционизме, не в интернет-ругани, не в доносах и вандализме, а в литературе. «Кровь и почва» – хороший первый шаг для прозаика. Тексту не мешало бы немного дополнительной редактуры, но в целом  он живой, актуальный, красочный и при всей своей карикатурности и камерности – понятный многим. Многим думающим людям. В переживаниях Гортова – главного героя «Крови и почвы» – многие узнают лик времени. Это Россия начала 10-х годов XXI века – сумрачная, набыченная, экстравагантная, набожная, чиновничья, неистовая, мечущаяся между будуаром и молельней.

 А еще в романе много любовных сцен – настоящих, передающих нервозность и неловкость одновременно. Почитать стоит хотя бы ради них.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1088
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1307
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1029
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1226

Другие новости