1
3034
Газета Проза, периодика Печатная версия

27.04.2017 00:01:00

Роман не для «Сапсана»

Стиляги, фарцовщики, кафе «Марс», ресторан «Арагви»

Тэги: проза, москва, тверская улица, 90е, петербург, ссср, ностальгия


14-13-14-1.jpg
Олег Попов. С видом на Тверскую.
– М.: Попов О.В., 2017. – 686 с.

Хорошо, не один год и даже не один десяток лет, зная Олега Велмировича Попова, я знал и то, что он долго, лет десять, работал над длинным романом о судьбе фарцовщика, начинавшего на улице Горького (сейчас Тверская) еще в 60-х и грустно окончившего свой земной путь там же, на Тверской, в бандитские 90-е.

Рассказы автора о сюжете будущей книги за посиделками в соответствующей и дружеской обстановке казались интересными – будто слушаешь то страшноватую, то веселую, то пикантную историю где-нибудь в купе поезда дальнего следования, вечерком, за чаем, а за окном поезда уже смеркается и впереди еще целый день пути... Но писалось все столь долго, что я, если честно, и не ожидал увидеть книгу в печати. Но она вышла.

Подержать книжку в руках было приятно, и вот, наконец, вечерком взялся, в сущности, за роман, содержание, историю которого я уже знал. Дойдя до половины, я прервался, поскольку уезжал на гастроли, а вернувшись, поднял трубку телефона и услышал голос Велмировича, автора романа. Он интересовался, вежливо, как прошли гастроли, а потом перешел к делу – его интересовало мое мнение о книге. И вот тут я должен был его несколько разочаровать.

– Дорогой Олежа, – сказал я, – то, что ты рассказывал, было одно, а то, что я прочитал, вышло другое. Ты пишешь, будто у читателя целый век впереди, уйма времени, диван, торшер и, главное, вагон лени – и делать ему нечего. Как в каком-то девятнадцатом веке!.. Не спеша, как повесть Тургенева, да какая повесть – эпос какой-то! Так сейчас нельзя. Сейчас нужна динамика, должно быть ярко, искрометно, зажигательно! Нужно, чтобы читатель, сев в «Сапсан» Москва–Питер, открыл книжку и закончил бы ее за полчаса до прибытия... «Сапсан» идет всего три с малым часа! Будь любезен – покороче!..

Автор, понятно, без энтузиазма выслушал критику (а кто же ее любит, если это действительно критика), но когда речь пошла о скорости поездки из Москвы до Питера, возразил, что, да, «Сапсан» доедет за три часа, а самолет еще быстрее – это верно. Но можно ведь и идти пароходом, туристическим круизом, – а это займет неделю. Зато какую! Не спеша и с приятностью. А в позапрошлом нашем столетии, в золотом XIX веке, вообще ехали трое-четверо суток. И ничего, было и интересно, и познавательно...

– Нельзя ли ближе к делу, – говорю, – в следующем переиздании сделать покороче, посовременней, что ли?

– Нет, нельзя...

– И потом, у тебя роман про фарцу, красоток с Тверской, теневиков и бандитов, так не мог бы ты сделать так, как положено в триллере. Герой крутой, красотки – кокотки... Понятное дело, чтобы с драками, криками, сексом – чтоб согревало кровь?

14-13-1.jpg
Тверская меняется, но не очень... 90-е или
60-е? Фото Евгения Лесина

Но автор, этот Велмирыч, стоял на своем. Секса в натуре не будет. И мата тоже. Понять его, кстати, можно: ему уже 50 лет, и в этом возрасте, по себе знаю, если ты готов что-то по чьей-то просьбе перелатать – скорее всего это значит, что ты занялся не своим делом. Нет, Велмирыч пришел именно со своим романом и переделывать его не собирался. Он ответил, что писал не триллер, а про жизнь, с реальных людей, а не с Джеймсов Бондов. И что он не видит вообще ничего дурного в том, чтобы писать, а затем и читать не спеша. А что до стиля – да, он старался, как он сказал, следовать манере «отцов», того самого XIX столетия... Не спеша, обстоятельно, будто действительно рассказывают какую-то историю вечером, после ужина, когда гости уютно уселись в креслах с пледами, заморским портвейном в отсвечивающих стаканчиках, набили табаком и закурили трубки и приготовились слушать. За окном смеркается, опускаются кремовые шторы, зажигают в старинных бронзовых подсвечниках огни, и красивая женщина сервирует чай...

– В конце концов, – пытается убедить меня этот Велмирыч, – литература это все-таки изящная словесность. Рассказывание какой-то истории, записки, повествование... Или не так?

Я не стал отвечать этому Велмирычу, а повесил трубку и решил отложить книгу и больше ее не открывать. Черт с ним!

...Но как-то именно вечерком, на сон грядущий, я уж сам не зная зачем, к книжке вернулся. Обложка, что ли, понравилась: Тверская с уходящей перспективой, дом, где когда-то было кафе «Космос» и магазин «Российские вина», а где-то рядом за углом и легендарная пивная «Ладья», которой больше нет, – ушедшая все-таки Москва... И заснул. И вспомнились эти самые стиляги и фарцовщики, и кафе «Марс», и ресторан «Арагви», и вечеринки в компаниях 60-х, и звуки джаза, и Элвис, и «Ноктюрн Гарлем»... А потом 70-е, а потом и 90-е... Грустно стало...

Таковы, собственно, мои впечатления от этого романа, который, кстати сказать, мне пришелся по душе. Хотя современного, модерна например, или динамики детектива вы в нем не найдете. Но что-то в нем такое есть... старинное, что ли...

А книжка, что удивительно, расходится довольно быстро – на собственно Тверской в книжном уже разобрали. Удивительно...

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Анастасия Башкатова

Отечественная промышленность балансирует между двумя дефицитами – и сырья, и уже произведенной продукции

0
369
Херсонщина минует стадию народной республики

Херсонщина минует стадию народной республики

Иван Родин

Пророссийские власти украинского региона обещают до конца года сменить государственную приписку без референдума

0
377
Пацифисты распределились по трем группам риска

Пацифисты распределились по трем группам риска

Дарья Гармоненко

Противников спецоперации выявляют среди любых лидеров общественного мнения

0
346
Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Ольга Соловьева

Недостаток инвестиций в нефтегазовый сектор грозит новым дефицитом предложения

0
300

Другие новости