0
5701
Газета Проза, периодика Печатная версия

20.11.2024 20:30:00

Отказ от катарсиса

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

Данила Давыдов

Об авторе: Данила Михайлович Давыдов – поэт, прозаик, литературовед.

Тэги: проза, философия, политика


43-13-1480.jpg
Автора явственно интересует мелькание
персонажей.  Иероним Босх.
Воз сена (фрагмент). 1516. Прадо
По сравнению с вышедшими дуплетом в 2020-м романами Алексея Радова «Делинквент» и «Интрига была свободной» новый его текст, «Не себе», кажется гораздо более прозрачным, что не делает его интерпретацию более легкой. Условный «наивный» читатель может воспринять этот роман чуть ли не как политико-мистический триллер, в котором наличествуют мировая антикапиталистическая революция, разборки крупных бизнесменов, сложности любовных взаимоотношений на фоне социальных катаклизмов и превращение обыкновенных людей в сверхчеловеков из другого измерения. Но у этого условного «наивного» читателя, однако, могут закрасться подозрения, что дело здесь нечисто, что его дурачат или над ним издеваются. Концы не сходятся с концами, персонажи ведут себя немотивированно или исходя из абсурдной мотивировки, но эти неувязки не прячутся, а, напротив, всячески подчеркиваются. Однако же и пародией это назвать никак нельзя: есть некая интрига, есть линии персонажей, все всерьез и подробно расписано, вплоть до хеппи-энда.

«Наивный» читатель в недоумении, но и умудренный критик тоже в некоторой растерянности. Я давно размышляю о некоем типе письма, который встречается у ряда авторов, причем самых различных, от забытого уже Арсена Ревазова с его «Одиночеством-12» до Владимира Белоброва и Олега Попова; есть и множество более актуальных примеров (разной степени, простите за выражение, «художественной убедительности»). Это письмо поверх рефлексии, принципиально снимающее тягостные комплексы «великой русской литературы» с ее постоянными метатекстуальными устремлениями. Такое письмо может создаваться для комического остранения, может служить для построения чистого развлекательного нарратива. Но за таким письмом могут стоять и иные задачи.

Истоки этого явления можно искать в текстах Леонида Добычина или Даниила Хармса. «Непреображенное» слово соцреалистической прозы, деконструированное ранним, строго концептуалистским Владимиром Сорокиным, научило его подрыву сначала любого авторитетного дискурса, а затем, уже в период его новых дистопических сочинений, к пересборке повествования как некой вновь обретшей содержание структуры, лишенной, однако, претензий на внетекстовую власть. Нечто подобное, но на совершенно других основаниях, происходило в прозе Радова-старшего, Егора: здесь устранение властной ауры классического письма, кажется, мотивировалось условностью самой реальности: не лишенный метафизических претензий писатель, в отличие от многих работавших на этом поле авторов, демонстрировал случайность и необязательность происходящего в дольнем мире стилистическими методами, показывая в самом механизме письма произвольный характер событий.

43-13-11250.jpg
Алексей Радов. Не себе:
Роман. – М.: Книжный дом
«Б.С.Г.-Пресс, 2024. – 328 с.
Такая проза, которую Алексей Радов испытывает с разных сторон, могла бы быть названа, по ироническому определению Гаспарова, «бихевиористской», то есть описывающей «поступки без психологии». Но это не вполне так: в романе «Не себе» (и в других текстах Алексея Радова) мы вполне находим описания психологии персонажей, их внутренние размышления, характеристики состояния и т.п. Дело, однако, в том, как эти описания устроены, а устроены они схожим образом с описанием внешнего поведения персонажей. Герои действуют в весьма занимательных обстоятельствах, они претерпевают различные драматические повороты судьбы, им стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит. Это во многих случаях говорило бы о бессилии автора, но не в случае прозы такого типа, о которой сейчас идет речь. Сложно сопереживать хармсовскому Козлову, которому Окнов отрывает ногу, но, предположим, это такой гротескный, черный юмор (хотя хочется вспомнить здесь знаменитое из Лидии Гинзбург про Ахматову: «Она думает, что Олейников – шутка, что вообще так шутят»). Однако сложно переживать и приговоренному к смерти герою «Постороннего» Камю.

Дело не в наличии или отсутствии трагического или комического регистра, а в отказе от аристотелевской миметичности, которая подразумевает катарсис, «оздоровление» через сопереживание персонажу. Брехт выдвигал вместо катарсиса, понятого как чисто чувственное, внерациональное сопереживание, отчуждение, позволяющее обратиться к рациональному анализу происходящего с персонажами, но не мог при этом избежать дидактики. Поэтому отказ от аристотелевской миметичности, не требующий подстановки вместо него иного определяющего «правильность» прочтения текста начала, требует иных средств.

Возможно, проза Алексея Радова отчасти связана с той самой «нулевой степенью письма», о которой писал Ролан Барт, подразумевавший «способ освободить литературное слово: он состоит в создании белого письма, избавленного от ига открыто выраженной языковой упорядоченности… Речь здесь идет о том, чтобы преодолеть Литературу, вверившись некоему основному языку, равно чуждому как любым разновидностям живой разговорной речи, так и литературному языку в собственном смысле». Нельзя сказать, впрочем, чтобы радовский текст полностью соответствовал этому описанию: автора явственно интересует мелькание персонажей в заданных им условиях; очевиден и отнюдь не нейтральный сарказм автора – но все это лишь придает кажущейся непоследовательности писателя характер метода, который, несмотря ни на что, способен заинтриговать читателя, пусть и не на том уровне, который мог изначально ожидаться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Соавтор эпоса

Соавтор эпоса

Сергей Дмитренко

К 85-летию Валерия Попова

0
1262
Байден хочет достичь мира на Ближнем Востоке раньше Трампа

Байден хочет достичь мира на Ближнем Востоке раньше Трампа

Геннадий Петров

Два президента США соревнуются в том, кто быстрее прекратит войну в секторе Газа

0
1502
Константин Ремчуков. Западные дипломаты в России в ожидании перемен

Константин Ремчуков. Западные дипломаты в России в ожидании перемен

Константин Ремчуков

Скоро ли возобновится интенсивный обмен контактами между Москвой и Вашингтоном

0
2346
Удается ли главе Аргентины выполнять свои обещания

Удается ли главе Аргентины выполнять свои обещания

Ирина Акимушкина

Исполнился год нахождения у власти Хавьера Милея

0
1667

Другие новости