0
1278

10.07.2003 00:00:00

Выдры из Вырицы и тыдры из Тырицы

Тэги: мемуары


В современной словесности литература факта и литература вымысла, мемуаристика и беллетристика отнюдь не разведены в разные стороны, а причудливо и порою монструозно взаимосливаются. Вовсю расцвела faction, литература факта, основанная на реальных сюжетах, на весьма прозрачных персонажах, когда прототип очевиден, или даже на вполне конкретных именах - но при этом оставляющая за собою полнейшее право на свободную интерпретацию, на каверзное смещение документа, на фантазию. В России ХХ века талантливые пионеры этого жанра - сначала и А.Мариенгоф с "Романом без вранья", и О.Форш с "Сумасшедшим кораблем", а потом - поздний В.Катаев. Нынешний заматеревший жанра комсомолец - это у нас А.Найман, и несть им числа.

Кстати, шедевр Анатолия Мариенгофа "Роман без вранья" (1927), где выстраданность рассказа о Есенине берет верх над сенсационными выхлопами, сразу же вызвал к жизни острую пародию А.Г. Архангельского под названием, которое просится в словарь литературных терминов, - "Вранье без романа". Сатирик, отталкиваясь от полноценной прозы Мариенгофа, гротескуя, предупреждал: осторожно, внутри жанра - злая собака!

Зачастую нынешние образцы литературы non fiction и впрямь предстают перед нами враньем без романа┘ без романа с правдой. Нетривиальные и одинокие удачи в этом ряду, как правило, связаны с установкой на прямодушное самовыражение и добросовестное портретирование, а не на мстительно-завистливое самоутверждение, когда автор-рассказчик выписан в романтически положительном ореоле, а персонажи негативно шаржированы под Босха. Прямодушны и добросовестны (а может быть, просто - в отличие от - природно талантливы?) автобиографические исповеди В.Порудоминского, А.Чудакова, Н.Горлановой. Мучительно честен А.Терехов - его воспоминания бывшего студента Московского университета "Бабаев" недавно опубликованы в "Знамени" именно под рубрикою "Non fiction", но ведь это как раз мемуарный роман мозаичного плана┘

Тереховское повествование открывается так: "Я давно хочу написать про Бабаева, но запутался в своих бумажках - все разрозненно, я записывал про Эдуарда Григорьевича случайно в дневник и на отдельных листах, после его смерти расспросил некоторых, прибавил стихи Бабаева, куски лекций, рассказов, вбил в компьютер, а потом мучился от необходимости все так расставить, чтобы появилась идея, а нету идеи - умер человек, очень жалко - какая идея?" Плотный срез современной мемуарно-романной мозаичности: и дневник, и расспросы очевидцев, и стихи героя, и его лекции, и отсутствие (якобы, ибо в подчеркнутом отсутствии художественной морали - соль правдоподобия) идеи, и, главное, то самое "очень жалко", которое и поднимает весь этот информационный хаос на уровень прозы.

Лично я тоже у Бабаева на журфаке училась┘ Штучный и при всей тихости отважно независимый был человек - у Терехова он крупно и пронзительно узнаваем.

Мемуары не только шустро беллетризовались за последнее время, но и резко помолодели. Не в том только смысле, что прежде за них брались преимущественно золотые уже перья в расцвете сил или на склоне лет, а теперь им все возрасты и уровни покорны, так что скоро не редкость будет - воспоминания старшеклассника, - но и в том еще смысле, что время меж "было" и "вспомнилось" дошло почти до нуля. Стерлась этическая дистанция меж прозой дневниковой и мемуарной: прототипы и персонажи не поспевают от автора отдалиться, распри - остыть, счеты - свестись, обиды - погаснуть. В апреле сходишь на торжище (то бишь тусовку) - летом прочтешь о нем и о себе "воспоминания", ощутив легкий холодок в поджилках. Предлагаю термин: синхронные мемуары. Расстояние меж фактом и записью - дневниковое, а интонация и доля достраивания (да что там: вранья!) - мемуарно-художественные. Настоящее поспешает, минуя внутренние вехи, стать былым. Дум - минимум.

А вот еще модная сейчас разновидность мемуаристики: моя чужая жизнь. Это когда среднестатистический литератор пересказывает события, происходившие с первостепенными звездами, с чужих слов по модели холопа, который описывает приятелям заморские яства: "Я сам не едал, но мой дядя видал, как их барин едал". Именно на таком приеме построено повествование-сплетня (есть и такой жанр) Михаила Синельникова "Там, где сочиняют сны┘" - серия очерков, публикуемых там-сям: название бессознательно-честное, адекватное содержанию. "Тарковский мне рассказал┘" - "Приведу байку Рейна┘" - "Это я слышал от Слуцкого┘" - "Межиров подтвердил версию┘" И далее следует пересказ чьего-то рассказа о том, как метался и пил Заболоцкий, или как, буяня, хамил Твардовский, или как собирал ковры Шенгели┘

Анна Андреевна Ахматова говорила, что прямая речь в мемуарах должна быть уголовно наказуема, имея в виду даже тех вспоминателей, которые эту прямую речь слышали лично. А что делать с Синельниковым, чье повествование пестрит развязными диалогами выдающихся людей, коих он и в глаза не видел? Предлагаю понять (невытесняемые комплексы!) и простить, посмеявшись.

Один фрагмент из синельниковских сочиненных снов столь потешен и характерен, что я его приведу тут полностью.

"И фамилии какие странные у современных авторов! (Обратим внимание на самоуверенные кавычки и отсутствие четко артикулированной ссылки на посредника, на дядю, на вторые руки меж сегодняшним автором и Ахматовой: так имитируется не имевший места прямой контакт. - Т.Б.). Ахматова восклицала: "До - ре┘ - соль┘ Это уже из нотной грамоты что-то". Конечно, имелся в виду Н.К. Доризо, видный функционер нашей лирики, автор неувядаемых песенных слов "Парней так много холостых, а я люблю женатого┘" Человек, между прочим, очень даже неплохой. Просто хороший. Такое чувство возникло у нас с Анисимом Максимовичем Кронгаузом, когда мы, выстояв длинную очередь в магазине у метро "Аэропорт", сдали пустые бутылки, вожделея полной, и все-таки не хватало, а проходящий мимо носитель музыкальной фамилии добавил тридцать или сорок копеек". (Заметим в скобках, что алкогольная неблагодарность - дело неблагородное: он же тебе на бутылку добавил, а ты его ахматовской шуточкой - скорее всего присочиненной - бьешь.)

Но главное, р-р-раз - и ты, маленький, на одной доске через Доризо с великой Ахматовой! Такая вот психологически показательная мемуаристика.

Уж не пародия ли он?

┘Выдающийся патологоанатом Владимир Георгиевич Гаршин, тот, который - как раз адресат ахматовской лирики, очень любил, по свидетельству близких, поучительную сказку: "Жили-были выхухоль и выдра. Выхухоль - в Выборге, а выдра - в Вырице. И решили они называть друг друга "тыхухоль" и "тыдра" и стали посылать друг другу письма в Тыборг и Тырицу┘ Письма, само собой, по назначению не дошли, и переписка трагикомически расстроилась".

Урок псевдомемуаристам: тыканье недоступным персонажам сквозь чужое время чревато провалом. Не быть выдре тыдрой и не выбраться ей из Вырицы, не протыриться - бедная она, бедная.

А вообще все просто: жанр мемуарной беллетристики - в очередных трудностях, а то и судорогах естественного становления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1982
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4647
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2529
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2909

Другие новости